Имя его оправдано
Если верны предположения некоторых ученых-историков, то количество людей, сосланных из родных земель в чужие края, потерявших здоровье, задержанных без вины, по оговору и расстрелянных, то есть всех жертв репрессии, доходит до 30-40 миллионов. Похоже, что цифра верная, ведь массовые политические репрессии Сталина прошлись по всем регионам страны, от них пострадали все национальности. Самое досадное, прежде всего под репрессии попали люди с передовыми взглядами, образованные, крестьяне, умеющие трудиться на земле.
Попала под маховик репрессий и была уничтожена на корню и семья моего деда Ахметзяна Сафаргалина, родившегося в 1868 году в селе Биюрган. Для тех времен он был самым «страшным человеком» – «зажиточным крестьянином», то есть кулаком. Многодетная семья, в которой росли четверо сыновей, три дочери, действительно, жила небедно, зажиточно. Имелся полный двор скотины, коровы, овцы. На лошадях пахали землю, рубили лес, заготавливали сено на лугах. За помощью к чужим людям не ходили – все члены семьи Сафаргалиных с детства были приучены к труду. Дочь Хадичу выдали замуж в Тавларово, Мафтуху – в село Чачкале Агрызского района. Двое старательных парней – Шайхелахмет и Шамсемухамет создали свои семьи, построили дома и остались в селе. Оба работали на пилораме, распиливали лес. А дома остались еще два подростка: мой будущий отец Ахунзян и брат Гайнимухамет, да дочь, девушка на выданье, Сылукай. Трудолюбивая семья жила в хорошем деревянном доме. Даже чулан был из досок. «Богатство», созданное большим трудом, кому-то, вернее, беднякам-лентяям, показалось излишним. Безусловно, к тому, кто не любит труд, богатство не приходит само по себе. Были в селе и ленивые, завистливые люди, были и свои доносчики. С приходом советской власти многие такие негодяи активизировались. Именно они и ополчились на моего дедушку, опорочили невинного человека, преданного работе, жившего добросовестно и небедно.
В августе 1931 года, дождавшись, когда дедушка возвратился с поля с сеном, посадили его на ту же лошадь вместе с семьей, и направили в Мензелинск. А там, прицепив ярлык «кулака», сослали в концлагерь на Урал, на десять лет. Хорошо еще, что не тронули тогда семьи оставшихся двух сыновей. Вот так и распалось крепкое хозяйство Сафаргалиных, пришли в негодность надворные помещения. Те же доносчики растащили по домам продукты, которые хранились в погребах, всю домашнюю утварь. Увели даже бродивших по подворью гусей, овец. Это же легко, не надо трудиться, все готово, только забирай. Отец как раз в тот же год, продав лапти, которые сам сплел, купил гармонь. «Дайте сыграть, пока из села не выехал», – уговаривал он тех, кто его арестовал, но у него отобрали и гармонь, и взятую наспех еду.
Отец был немногословным, спокойным человеком. О тех годах я не слышала от него ни одного плохого слова, ни одной жалобы. Видимо, тогда это было и не принято. Только мама в последние годы, видимо, потому, что я сама расспрашивала, рассказала о том, что знала. Бабушка Миннебадар через два года умерла на ссылке. А дедушка через десять лет с дочерью Сылукай вернулся в село Чачкале Агрызского района – в семью старшей дочери. Может быть, ему запретили возвращаться в родное село, а может быть, он не смог простить обиду?
Три сына дедушки, (как говорил он сам – высоких и сильных, словно гренадеры) ушли на Великую Отечественную войну и сложили головы за независимость Родины. А дедушка летом возвращался в село, плел и продавал лапти (в годы войны они были очень нужны), а на зиму уезжал к дочери в Агрыз. Он умер в 1950 году и был похоронен на сельском кладбище.
Вот такая горькая судьба. Семьи детей репрессированного дедушки, наверное, считались заклятыми «врагами народа», потому что «черные метки», полученные тогда, отголоски страшного времени действовали еще долгие годы и разрушили многие судьбы.
Дети дедушки нашли свое место в жизни, верой и правдой служили стране. Сейчас уже мы, внуки, входим в осеннюю пору жизни. Радует то, что восторжествовала справедливость: оправданы имена многих репрессированных, тех, кто был сослан в чужие края, кто был наказан без вины. Наконец, по документам мы установили, что наш дед Ахметзян Сафаргалин был реабилитирован в 1989 году. Жаль, что сам он не услышал этой вести. Он был человеком честным, справедливым, – так говорила о нем наша мама. Дед, наверняка, простил оболгавших, разоривших его дом односельчан. Пусть земля ему будет пухом!
В День памяти жертв репрессии мы, внуки дедушки Ахметзяна, сосланного из села, ушедшего из жизни, пережив много трудностей, в 2018 году установили у его отчего дома памятную доску. Там есть такие строки: «Этот камень установлен в память семьи Ахметзяна Сафаргалина, попавшего в 1931 году под репрессию и реабилитированного в 1989 году».
На том самом месте, где когда-то стоял дом дедушки Ахметзяна, сначала построили клуб, затем школу. Когда школа перешла в другое здание, некоторое время место пустовало. Прошли годы, здесь построили мечеть. Активное участие в ее деятельности до самой смерти принимал Харрас – внук дедушки.
Сегодня с минарета мечети, построенного на месте дома дедушки, звучит азан его внуков и правнуков. Пусть прочитанные ими молитвы вознесутся в память нашего родного дедушки.
Танзиля Ахметзянова.
Село Биюрган.
Фото предоставлено Танзилей Ахметзяновой.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписаться на газету "Светлый путь" и узнать о жизни Тукаевского района
https://podpiska.pochta.ru/press/%D0%9F9497
Самое интересное в наших социальных сетях
ВКонтакте: https://vk.com/svetliput
ОК: https://ok.ru/profile/590414664980
Телеграм: https://t.me/yakti_ul
Яндекс Дзен: https://dzen.ru/svetliput
Нет комментариев