Светлый путь
  • Рус Тат
  • В Азьмушкино – лучшая мототрасса

    Она построена вблизи села Азьмушкино усилиями президента федерации мотоспорта РТ, руководителя детского технического спортивного клуба «Наиком-Экстрим-Мотокросс» Наиля Хуббатуллина. Как удалось реализовать этот интересный проект, какие перспективы для развития мотоспорта в сельской местности он открывает? На эти вопросы ответил сам автор этой замечательной идеи. 

    – Наиль Бастамович, почему Вы решили переехать за город и выбрали для этого Тукаевский район? 
    – Наш клуб «Наиком-Экстрим-Мотокросс» 21 год работал в Набережных Челнах. Я основал его со своими друзьями на окраине города – в поселке ЗЯБ. За это время мы провели здесь около 18 этапов чемпионата России, порядка 30 кубковых гонок. Мы единственный клуб в Татарстане такого рода, который участвует в гонках и представляет нашу республику. Нас в России знают. Сейчас в клубе постоянно занимается около 50 человек. А вообще, мы объединяем около 300 любителей этого вида спорта. Это люди, которые имеют собственные спортивные мотоциклы и тренируются на нашей базе. Сейчас мы оказались в центре жилых застроек, рядом с клубом вырос коттеджный поселок. Мы зажаты со всех сторон, нам здесь стало тесно. В поисках новой территории для клуба я обратился к мэру Набережных Челнов Наилю Магдееву и главе Тукаевского района Фаилу Камаеву. Оба они с пониманием отнеслись к моей просьбе, предложили свободные участки, за что я им очень благодарен. В итоге я выбрал овражистое место площадью около 30 га возле села Азьмушкино. Для мотокроссной трассы это самое то. 
    Фаил Мисбахович побывал в клубе, наша база произвела на него впечатление. Он увидел, что мы работаем для людей. Район помог нам без всяких проволочек оформить аренду земли на 49 лет. В 2019 году мы решили построить здесь лучшую трассу в России, где можно было бы и чемпионаты мира проводить. В федерации мотоспорта России нам порекомендовали пригласить для этого испанцев, они считаются лучшими специалистами по строительству трасс для мотокросса. В итоге нам её соорудили испанец Габи Вилладаи и новозеландец Грег Аткинс. Это именитые люди, которые строят трассы по всему миру. К нам они приехали из Китая. А до этого работали в Аргентине. Осенью прошлого года трасса в Азьмушкино была готова. Она лучшая в России, не побоюсь этого слова.

    – А как сельчане отнеслись к Вашему соседству, ведь мотокросс не тихий вид спорта?
    – Может быть, у них вначале и были опасения, но мы их развеяли. Устроили встречу с жителями Азьмушкино, всё про себя рассказали, ответили на интересующие вопросы. Осенью пригласили их на открытие трассы. А когда они увидели наши тренировки, наших ребят, все вопросы отпали. Они убедились, что шум от гонки до них не доходит. Мало того, будет полив трассы, пыли тоже не будет. 

    –Чем Вы занимаетесь сейчас?
    – Для проведения соревнований международного уровня одной трассы недостаточно. Сейчас мы строим в Азьмушкино клуб, где будут созданы все условия для содержания и обслуживания спортивной техники и спортзал для тренировки спортсменов. Мотоспорт требует физической силы и закалки. Мальчишке, чтобы просто кататься на мотоцикле, нужна такая сила, чтобы он мог приседать на одной ноге 150 раз и сделать 1,5 тысячи приседаний на двух ногах. Потому что ноги – это твои амортизаторы, их сила – твоя безопасность. 
    В апреле нашу трассу должна сертифицировать федерация мотоспорта РФ, а потом и мировая федерация. Согласно требованиям, должен быть полив трассы, освещение, инфраструктура в виде ангаров для техники, моек для мотоциклов, раздевалки для спортсменов. Я еще думаю и об удобстве для зрителей. Считаю, что любой вид спорта создан для зрителей. В свое время этапы чемпионата России по мотокроссу, которые проходили на нашей трассе на ЗЯБи, собирали до 20 тысяч болельщиков. На новом месте у нас овраг, где можно устроить зрительские места амфитеатром со скамейками. По сути, в Азьмушкино будет стадион технических видов спорта с идеальным обзором для болельщиков. Такая трасса со зрительскими местами будет первая и пока единственная в России – это точно. 

    – Вы частный клуб, как Вы взялись за реализацию дорогого в финансовом отношении проекта?
    – Я строю клуб со своими друзьями. Горжусь тем, что все наши воспитанники состоялись в жизни, многие из них – успешные предприниматели. Теперь они приводят в клуб своих сыновей и помогают нам, как могут. Так что, строим всем миром и этим я очень счастлив. 
    Когда организовывал клуб, никто не верил, что мне это удастся. Времена были трудные. Просил, можно сказать, просто клянчил помощь у своих друзей и партнеров для организации соревнований. Я им так надоедал, убеждая помочь детям, что они, чтобы только избавиться от меня, давали денег, кто сколько мог. Сейчас они помогают добровольно, осознанно поддерживают мотоспорт и молодежь, детей, которые им увлекаются. Например, Флюр Шафиков – владелец сети заправок «Кузкей» 200 тысяч рублей выделил на строительство здания клуба.– Технические виды спорта – довольно дорогое удовольствие. Смогут ли сельские ребята заниматься в Вашем клубе? 
    – Состоятельные люди сами покупают себе спортивные мотоциклы и экипировку. Детский мотоцикл стоит 250 тысяч рублей плюс экипировка около 50 тысяч. Понятно, что не каждая семья может это потянуть. Я сам из небогатой семьи, мои родители – учителя. Памятуя о своем детстве, мы с друзьями купили 5 детских мотоциклов и экипировку к ним, чтобы в клубе могли заниматься и дети из малообеспеченных семей. Для упорных, целеустремленных, влюбленных в мотоспорт детей отсутствие денег не будет преградой. У нас все ребята в одной команде, они друзья, возможно, на всю жизнь. Так что, у нас обязательно будут заниматься и ребята из сельских поселений Тукаевского района. Я с ними уже встречался. У многих есть мотоциклы, правда, китайского производства. Мы же предпочитаем японские. Но и для таких мотоциклов можно устроить соревнования. Знаете, что интересно. 20 лет назад мы организовали клуб, чтобы оторвать детей от дурного влияния улицы. Сейчас все поменялось ровно наоборот. Родители приводят детей, чтобы они оторвались от компьютеров и прочих гаджетов, вышли, наконец, из виртуального мира на улицу. У ребят, кроме указательного пальца, которым они тычут на экран своих мобильников, никакой мускул не работает. Приходят они худые, без мышц и учатся быть настоящими мужчинами

    – Какой у Вас спортивный календарь на этот год? 
    Ближайшая задача – достроить клуб. Мы хотим переехать туда в мае. После сертификации трассы проведем три гонки. В мае планируем провести мотокросс на Кубок мэра Набережных Челнов и главы Тукаевского района, в июне будет этап чемпионата России, а в сентябре кубок Поволжья. На следующий, 2021 год, хотим подать заявку на проведение у нас чемпионата Европы по мотокроссу. 

    – Вы сами, как действующий спортсмен, к каким целям стремитесь? 
    – Я сам собираюсь участвовать на гонках «Париж-Дакар» в классе мотоциклов. Это мечта жизни. Недавно ездил в Эмираты на тренировки в песках. Поехали туда с Анастасией Нифонтовой, победительницей ралли в классе мотоциклов. Прежде чем попасть на «Дакар», надо принять участие в нескольких этапах чемпионата мира. В апреле везу человек 50 с мотоциклами в Крым, где мы будем ездить по горам. Сейчас в мотоспорте активно развивается направление индура – гонка по пересеченной местности. Это направление достаточно экстремальное и в то же время доступное для многих владельцев мотоциклов. 

    – Наиль Бахтамович, чувствуется, Вы – настоящий фанат мотоспорта. Как Вы им заразились? 
    –Я с детства обожаю мотоциклы. Мне повезло, я жил в советское время, тогда был ДОСААФ и бесплатные технические кружки. Когда я пришел в такой клуб, тренер показал нам кучу всякого металлолома и сказал, чтобы мы собрали себе мотоцикл из этого хлама. На это у меня ушел год! Никакие «Мазератти» или «Лексус» не сравнятся с ИЖ-49, собранным своими руками! Только после этого мне дали настоящий мотоцикл, я стал мотогонщиком, и появилась возможность ездить на соревнования. Нас в кружке было 30 человек, через два месяца остались трое – самые стойкие. Мама у меня преподаватель математики, отец – учитель черчения. Родители были категорически против, чтобы я занимался мотоспортом. Я два года скрывал, что хожу на занятия в ДОСААФ. Когда приходил с синяками – следствием падений с мотоцикла, мама ходила в школу выяснять – кто меня побил. А там ей говорили, что скорее я кого-нибудь побью. О моем увлечении она узнала случайно. Мы ехали на мотоциклах на трассу, которая была за городом, и обогнали автобус с дачниками. Причем, я ехал, бравируя, на одном заднем колесе. Оказывается, мама ехала в этом автобусе на нашу дачу и прекрасно меня разглядела. Отец меня выдрал ремнем. Но это не помогло. Я до сих пор не могу без мотоцикла. Это увлечение на всю жизнь. 

    Илиса ГАНЕЕВА
    / Фото предоставлено Наилем Хуббатуллиным.

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: