Светлый путь
  • Рус Тат
  • С Петрова дня – красное лето, зеленый покос

    12 июля Русская Православная Церковь празднует память святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Этот праздник на Руси исстари был известен как Петров день и имел большое значение в быту как один из важнейших дней в религиозном и хозяйственном отношениях. В настоящее время Петров день перерос рамки религиозного события из церковного месяцеслова и стал по-настоящему народным праздником. Святой Апостол Петр считался покровителем рыболовного промысла, в народных легендах он предстает также хлебопашцем, покровителем крестьянского труда, так как Петров день празднуют в период, когда начинается сенокос и подготовка к озимому севу.

    Петров день – разговины, конец Петрова поста: в этот праздник приводили к церкви быка, резали его, варили мясо в больших котлах и разговлялись все сообща. В других краях принято было оставлять остатки семейной трапезы на столе с тем, чтобы все умершие предки тоже могли разговеться в этот день. 
    В вечерних застольях принимали участие только женатые и старики. А деревенская молодежь еще с вечера уходила в поле, где вдали от родительского надзора, проводила всю ночь, «карауля солнышко». Поэтому Петров день также в народе называют праздником солнца и сенокоса. 
    В поле девушки приносили смолу, солому, лавочки, жгли костры и гуляли всю ночь. 

    Собирали двенадцать цветов с двенадцати полей, клали их под головы и приговаривали: «Двенадцать цветов с разных полей, двенадцать молодцов! Кто суженый-ряженый, мне покажись и меня погляди!». 

    Встретив солнце, молодежь не спешила расходиться по домам, а девушки продолжали, как и в Троицу, плести венки, гадать по ним. Знахари в Петров день, по вечерней росе, собирали некую траву колюку, сушили и хранили ее в коровьих пузырях, а потом раздавали ее птичьим охотникам. Считалось, что ружье, окуренное этой травою, метко стреляет, и что ни одна птица не ускользнет от его выстрела. 

    Питрау – праздник кряшенской культуры

    Питрау или Петров день – это праздник, в котором переплелись православно-церковные традиции и элементы ранних языческих обрядов кряшен. Первоверховные апостолы Петр и Павел с незапамятных времен пользовались у кряшен особым почитанием, в связи с этим Питрау широко распространен во многих кряшенских селениях. 
    Сегодня Питрау по-прежнему является наиболее сильным проявлением этнорелигиозной идентичности кряшенского народа, основанной преимущественно на православии. В настоящее время Питрау имеет в Татарстане статус республиканского праздника кряшенской культуры и проходит под эгидой Ассамблеи народов Татарстана. 
    Петров день и предшествовавшая ему ночь были посвящены гулянью. Уже накануне Петрова дня парни и девушки отправлялись на возвышенное место за деревню, чтобы дождаться восхода солнца. Молодые люди всю ночь жгли костры, варили кашу, пели, веселились. Этот обычай назывался «караулить солнышко». Примечательно, что на Питрау солнце на небе играет так же, как и на Троицу и Купалье – сверкает и переливается разными цветами. Встретив солнышко, молодежь, как правило, еще не расходилась по домам, а продолжала гулять до утра. По всей России на Петров день устраивались качели, которые часто воспринимались в народе как символ праздника. 
    Согласно поверьям, в Петров день святой Петр «оплевал» листья, поэтому после этого дня уже не ломали ветки на веники. Люди верили, что после Петрова дня начинает холодать, солнце поворачивает к зиме, птицы перестают петь, а трава расти. В Питрау обязательно нужно было окрестить сады, иначе не будет хорошего урожая. Крещение производилось сидром. 
    На Питрау было принято ходить на кладбище. На могилы предков приносили угощение с нового урожая, собранного на собственном огороде или в лесу, на лугу. 
    В церковной службе праздника святые апостолы Петр и Павел прославляются как «благочестия истинные проповедники», «друзи Христовы», «имущий ключи царствия». Евангелие утверждает, что Иисус Христос вручил апостолу Петру ключи от Царствия Небесного, чтобы укрепить его в деле духовного покровительства верующим. 
    Считается вероятным, что святые апостолы Петр и Павел пострадали в один день 29 июня (12 июля) 67 г. в Риме: апостол Петр был распят на кресте головой вниз, а апостолу Павлу распятие было заменено усечением главы мечом, так как он имел римского гражданства. 
    В России 12 июля считается праздником рыбаков, так как апостол Петр повсюду известен как покровитель рыбного промысла, а среди приречных и приозерных жителей носит даже название «рыболова». 

    Существовали и приметы на погоду, потому что с Петрова дня начинался покос. Если на Петров день шел дождь, сено будет жестким, плохим. Но зато урожай по этой примете должен был быть обильным. А если в этот день дождь принимался идти несколько раз – урожай обещал быть особенно хорошим. 

    Об этом дне в народе говорили: Петр и Павел день убавил. День убывает, жара прибывает. Как придет Петр, так и будет тепло. Смотрели на поле хлебное в этот день: если хлеба уродились, то ни Петр, ни Павел их не отнимут. Радовались крестьяне: на Петров день – колос, на Ильин – колоб. 
    К Петрову дню готовились заранее: пекли пироги с ягодами и грибами, жарили рыбу и птицу, варили уху. 
    Также в этот день было известно простое старинное гадание: во время игры солнца нужно было успеть заплести венок на ветвях березы. Такой венок плели обычно вместе парень и девушка. А на следующий день смотрели: если венок уцелел, осенью можно засылать сватов – семейная жизнь будет прочной и счастливой. А еще известен древний обряд, связанный с Питрау: в ночь на 12 июля искали волшебную траву – цветущий Петров крест (Lathrae squamaria). Это растение представляет собой небольшие кустики высотой 50 – 60 сантиметров и имеет переплетающиеся между собой корни, похожие на наперстные кресты, отсюда и название. Именно этот корень нужно вырыть в полночь, отряхнуть от земли и закатать в воск от свечей, стоявший под образами, а потом носить на нательном кресте. Говорят, такой Петров крест делает все несчастливые семьи счастливыми и оберегает от нечистой силы. 

    Источник: www.tatfolk.ru

    Нина Касакина, 
    село Бурды, 91 год: 

    В Петров день (Питрау) вспоминают святых апостолов Петра и Павла. В этот день празднуют и завершение Петрова поста. Я родом из Заинского района, сколько себя помню – мы всегда в этот день собирались на вечерние игры, которые проходили на горе Чабак тау. Молодые люди весело проводили время, играли, пели, водили хороводы. Ведь одновременно с религиозным праздником, для нас, для кряшен, это еще и своего рода проводы лета. Есть такая поговорка: Питрау наступил – лето закончилось. Обратите внимание, после Петрова дня даже птицы перестают петь. После этого праздника вечерние гуляния завершались.

     

    Людмила Адамова, 
    директор Мелекесского дома культуры

    Традиционно сложилось, что за каждым кряшенским селом был закреплен свой православный праздник, на который съезжались гости из ближайших сел и деревень. Если в Евлево это Тройсын (праздник Троицы), то у нас, в Мелекесе – это Питрау. Со слов своей бабушки Ольги я знаю, что на Питрау в Мелекес съезжалось огромное количество народа. «На вечерние гуляния собиралось так много людей, что порой мы даже терялись в толпе. А во время танцев и хороводов на улицах пыль стояла столбом», – рассказывала она. В каждом доме к приезду гостей готовили блины, пироги. Наиболее зажиточные семьи резали барана, готовили «кан тэбэсе» (кровяной пирог).
    За неделю до праздника мужчины уезжали на луга, в леса заготавливать сено, возвращались как раз накануне праздника. С собой привозили охапки цветов, лекарственных трав. Был такой интересный обряд: ночью к воротам жителей села приносили букеты цветов. Если человек добрый, приятный – то и букет ему оставят из красивых полевых цветов, если же любит позлословить или обладает вредным характером, то утром обнаружит у своих ворот крапиву или репейник. Лекарственные травы собрали до Петрова дня. Считалось, что до Питрау целебные свойства растения в листве, а после – в корне. Питрау это еще и праздник, на котором у незамужних девушек была возможность показать себя. Самые бойкие выходили в центр хоровода, пели частушки. Бабушка рассказывала, что специально к этому дню девушки шили три платья – на утро, на день и на вечер. На Питрау знакомились, а на Покров (14 октября) уже назначали свадьбу. 
    Мы стараемся сохранять наши традиции, ежегодно проводим праздник Питрау. Объезжаем село, собираем людей, часть сельчан и гостей выезжает в лес, плетут венки, собирает травы. Кто-то празднует на улицах села, поют, танцуют. Проходит конкурс на лучшее исполнение частушки, выявляем, кто лучше всех владеет кнутом, организовываем различные состязания, весело и дружно отмечаем праздник. 

    20 июля в селе Зюри Мамадышского района пройдет республиканский праздник культуры кряшен «Питрау». В нем примут участие фольклорные коллективы «Жакын туганнар» (Старые Ерыклы), «Айбагыр» (Князево), «Туганайлар» (Бурды), взрослый ансамбль «Питрау» (Мелекес), детский образцовый коллектив «Питрау» (Мелекес).

    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: