Светлый путь

Тукаевский район

18+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
Твои люди, село

Призвание – инженер

В апреле будущего года исполняется ровно 40 лет со дня основания нашего, в прошлом Челнинского, района, названного в последующем в честь великого поэта Габдуллы Тукая. За этот короткий промежуток времени сильно изменилось его политическое и экономическое положение, район по многим отраслям стал лидирующим по республике. О механизации и проблемах развития...

Направление в Набережные Челны

- Родом я из села Давыдово Тамбовской области. С малых лет интересовался техникой, поэтому окончив среднюю школу, поступил в Саратовский институт механизации сельского хозяйства. Потом меня направили в Набережные Челны, где я стал работать старшим инженером в машинно-тракторной станции, - начал рассказывать Евгений Владимирович. Во время знакомства со станцией в душу парня закрадываются сомнения - стоило ли вообще приезжать в это богом забытое место? Хотя, в послевоенное время подобная разруха была повсюду.

… На станции не было места, отведенного под ремонт техники. У сельских механизаторов не получалось нормально работать, они часто сидели без дела, покуривая у буржуйки. Как-то Евгений остановился около них, поинтересовался тем, как идут дела. Перебивая друг друга, механизаторы пожаловались: «Зимой тут жутко холодно. А в тулупах и рукавицах особо не поработаешь. Электричества нет, снятые детали техники приходится мыть в ледяной воде, принесенной из Камы - руки коченеют за минуту».

Молодой специалист, выслушав их, высказывает свое мнение: «Здание-то, как видите, очень старое - оно когда-то было зерноскладом купца Стахеева. Давайте подумаем, что мы можем сделать, чтобы обустроить это место, сделать его пригодным для работы? Не зря говорят, если взяться вместе, можно и горы сдвинуть. Порядок на рабочем месте зависит только от нас самих».

Собравшиеся поддерживают Евгения, даже глаза у них загорелись.

Первые шаги на пути к новому

Евгений выступает со своим предложением на очередном совещании. Директор Заки Гильманов, - участник Великой Отечественной войны, опытный специалист, который восстанавливал разбитые вдребезги танки и провожал на фронт. Мудрый и умный руководитель и сам думал об оборудовании мастерской, поэтому сразу принял предложение молодого специалиста и поручил Евгению Щебланову оснащение мастерской и остальные технические вопросы, а сам взялся за снабжение оборудованием и строительными материалами. Таким образом, за претворение идеи смело берется весь коллектив станции. Преодолев множество трудностей, приспособили деревянный склад размером 150 метров в длину и 17 метров в ширину под помещение для ремонта техники. Вся эта работа, осуществление которой по сегодняшним меркам было бы не столь сложно, тогда потребовало огромных стараний и усилий. Порой ради дела нарушались и правила техники безопасности. К примеру, целой историей стал монтаж в деревянном здании крана-балки, без которого ремонт техники просто немыслим. Скажем, чтобы передвинуть с места на место 1,5-тонный двигатель трактора ДТ-54, нужно было задействовать двадцать человек. Как без помощи крана-балки перенести снятый с трактора двигатель? Решение этой задачи требует от инженера большого мастерства и технической фантазии. Так с чего же начать работу? Взяли у нефтяников трубы, распилили и соединили их, затем проложили по потолку и полу рельсы для крана. Однажды, во время переноса с помощью крана трактора ДТ перекладина прогнулась, словно дуга. Мой собеседник вспоминает, что в молодости из-за юношеской горячности он порой не все предусматривал в расчетах, не всегда соблюдал правила техники безопасности. Этот случай стал поучительным уроком для молодого специалиста, после которого Евгений начал руководствоваться в работе известной поговоркой «Семь раз отмерь, один раз отрежь», и от других требовал того же. Правда, на станции работали ответственные механики, но текучка среди них была большая, никто из них, почему-то, так и не взялся за дело механизации всерьез. На станции в общем числе сменилось 23 механика.

Полюбил село и его жителей

Когда Евгений Щебланов только начинал работать, Челнинская МТС относилась к Чистопольскому району. Инженеров с высшим образованием можно было по пальцам пересчитать, в отрасли их было всего трое: Николай Энвальд, затем председатель «Татсельхозтехники» Наиль Юсупов, позднее - генеральный директор «Органического синтеза» и главный инженер «Сельхозтехники» Евгений Щебланов. Евгения Владимировича не раз приглашали на более высокие должности в Казань, но он каждый раз отказывался. «Я люблю село, его жителей и технику, так что никуда не собираюсь уезжать», - говорил главный инженер. И не жалеет, что остался в Челнах, в районе, ведь и здесь работы было непочатый край.

Он более 25 лет проработал рука об руку с фронтовиком Закием Гильмановым. «Благодаря совместным усилиям в «Сельхозтехнике» провели и электричество, и тепло, и горячую воду», - сказал он с гордостью. На предприятии были созданы все условия для труда, объединение вышло в передовые по республике. За время работы Евгения Владимировича в хозяйствах создаются современные машинно-тракторные парки, устаревшие тракторы заменяются мощными гусеничными и колесными тракторами, комбайнами. Вместо мастерской, оставшейся под водой Камского водохранилища, было построено современное, теплое, светлое и просторное здание «Сельхозтехники», где диагностика и ремонт техники стали осуществляться в короткие сроки. Также рядом заработал и завод по ремонту тракторов К-700.

На постаменте - трактор ДТ-54

По предложению инженера-ветерана и бывших трактористов перед зданием объединения на постамент воздвигли трактор ДТ-54, который внес неоценимый вклад в развитие сельского хозяйства. В знак символа уважения к великому труженику на нем выгравировали теплые слова благодарности сотен хлеборобов. В канун какого-то праздника памятник-трактор сняли, сейчас никак не могут решить, куда его поставить.

- Самым правильным было бы установить памятник напротив элеватора со 100-летней историей - гордости Набережных Челнов, - говорит от имени механизаторов района заслуженный инженер РСФСР, дважды удостоенный почетного звания «Ударник строительства КамАЗа» Евгений Щебланов. Трактор ДТ-54, поставивший на ноги послевоенное село, спасший людей от голода, сохранился в единственном экземпляре. Он стал бы достойным памятником технике, верно служившей земледельцу на протяжении долгих лет, управлявшим ею механизаторам, в том числе первому инженеру Челнинского района - Евгению Щебланову.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписаться на газету "Светлый путь" и узнать о жизни Тукаевского района

https://podpiska.pochta.ru/press/%D0%9F9497

Самое интересное в наших социальных сетях

ВКонтакте: https://vk.com/svetliput

ОК: https://ok.ru/profile/590414664980

Телеграм: https://t.me/yakti_ul 

Яндекс Дзен: https://dzen.ru/svetliput


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев