Светлый путь

Тукаевский район

16+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
Твои люди, село

Моя родословная

С 20 марта по 30 апреля в РТ проходил конкурс генеалогических исследований «Моя родословная». Среди работ, которые были представлены для участия в муниципальном этапе конкурса много интересных материалов для краеведов. Одно из таких исследований – работа Лейсан Хакимуллиной-Собировой. Генеалогическое древо начинается от Алмакая, проживавшего в начале XVIII века в деревне Торнаташ, по нему можно отследить весь род до десятого колена. Предлагаем вниманию читателей нашей газеты ознакомиться с этой родословной.

Мой отец Амиржан и мама Насира живут в деревне Торнаташ Тукаевского района. Эта деревня расположена возле реки Иганя, это родная земля моего отца, здесь его отчий дом.
Мы выросли в Набережных Челнах. На летние каникулы родители отправляли нас в деревню Торнаташ, к дедушке Ахметбизяну и бабушке Минлеямал. Родословную я тоже начала составлять, основываясь на рассказах деда Ахметбизяна. Основные представители их рода – Алмакай – Миннулла – Назир – Мурзакай – Муллакай – Хакимулла – Ахметбизян – Амирзян – Инсаф.
 По рассказам дед Ахметбизяна, Муллакай бабай служил в сельской мечети. В холодные дни он с раннего утра приходил в мечеть, топил печку, чтобы к приходу жителей на намаз, в помещении было тепло. У Муллакая были дети от двух жен. Один из его сыновей (приблизительно 1860 – 1922 гг.) женился на Сидыкыйсафе (1860-1958) – дочери богатого муллы из села Карашай Сармановского района. Они держали скотину, продавали мясо, выезжали на Калмашскую ярмарку. Жили в двухэтажном доме, был у них и наемный работник. Сидыкыйсафа была грамотной, образованной женщиной, учила детей основам шариата. В семье выросли пять дочерей – Минлегаян (1886-1976), Минлегизденаз (1896-1983), Шамсебану (1900-1976), Бибикарима (1903-1993), Бибифатыйма (1905-1991) и сын Ахметбизян (1911-1994). Семья была очень образованной и религиозной. Помимо татарского языка, дети хорошо знали арабский, персидский, латынь. Бибифатыйма даже планировала поступить в знаменитое медресе Марджани в Казани. Но революция 1917 года помешала этим планам.
Октябрьская революция 1917 года многое изменила. Начались дискуссии о будущем татарской нации, одной из основных стала идея государственности. Если изучить жизнь представителей родовой династии в эту пору, мы видим, что каждый из них старался жить по совести. Но все же беда не обошла стороной. Хакимулла, считавшийся середняком в селе, был объявлен кулаком. В 1918 году сожгли его двухэтажный дом. Начались очень сложные, смутные времена.
1920-е годы, гражданская война в разгаре. Советские законы противоречили канонам шариата, ограничивали гражданские права. В связи с этим в селах и деревнях Мензелинского уезда вспыхнуло вилочное восстание. Оно докатилось и до деревни Останково, расположенной недалеко от Торнаташа. К Хакимулле обратился его брат Бурган, призвал его присоединиться к восстанию. Пока Хакимулла добирался до места, Бурган, присоединившийся к восставшим чуть ранее, уже был убит. Вскоре начались новые испытания: ввели продразверстку. Из личных хозяйств вывозили все зерно. Жена Хакимуллы проявила смекалку: спрятала десять мешков муки в колодец. Из муки, которую удалось сохранить от влаги, она украдкой готовила блины. Сидыкыйсафа пользовалась уважением среди односельчан. Несмотря на трудное время, она оставалась щедрой, угощала блинами и соседей. Наверное, это ее качество перешло и Ахметбизяну, он тоже всегда был отзывчивым и милосердным по отношению к родственникам, соседям, знакомым. 
В 1921 году начался голод. Не зная, чем накормить семью, Хакимулла подобрал лежавшие на чердаке хвосты, оставшиеся после забоя скотины, из них готовили холодец. А дети собирали на берегу реки Иганя моллюсков. В те годы многие умирали от голода. Один из пожилых жителей села увозил на телеге тела умерших для захоронения. Малыш Ахметбизян ездил вместе с ним. «Однажды из одной семьи к этой телеге вынесли узелок с костями своей мамы», – вспоминал впоследствии это страшное время дед Ахметбизян. Как-то раз его сестра Бибифатыйма занесла знакомой семье еду. За ней закрыли дверь на засов. Испуганная Бибифатыйма, собрав все свои силы, вышибла дверь и убежала. Позднее, когда в этот дом пришли с обыском, в погребе нашли человеческие головы. Таким образом, Ахметбизяну довелось с раннего детства испытать все ужасы гражданской войны, голодных лет.
Печально завершился жизненный путь Хакимуллы. В селе не было отдельного пастуха, скотину из личных подворий каждая семья пасла по очереди. По сложившейся традиции колхозного быка на ночь оставляли в сарае той семьи, которой предстояло пасти. Когда очередь дошла до Хакимуллы, ночью в их сарай проникли воры и увели колхозного быка. Началось следствие. Хакимулле пришлось неоднократно выезжать в райком для выяснений обстоятельств дела. Тогда он и подхватил болезнь и не смог с ней справиться. В 1922 году 11-летний Ахметбизян остался без отца. Ему пришлось рано повзрослеть, испытать всю горечь безотцовщины. Когда Ахметбизяну исполнилось 19 лет, он женился на Тазкире – девушке из своего же села. У них родилось шесть детей, но трое умерли в младенчестве.
В тридцатые годы прошлого века стали создаваться колхозы, начались политические репрессии. Дед Ахметбизян вспоминал эти годы: «Кто-то пришел в колхоз с пустыми руками, а мы при вступлении отдали двух лошадей и двух коров». Его жеребцов запрягали даже для секретарей райкома Мензелинского уезда. 
Хотя еще в 1935 году «отец народов» И.В. Сталин заявил: «Сын за отца не отвечает», ярлык «сына кулака» долгие годы был в ходу. Когда началась Великая Отечественная война, на Ахметбизяна, призванного на фронт, кто-то тоже написал донос. Его отправили в лагерь военной подготовки, расположенный в поселке Суслонгер Республики Марий Эл.
Здесь были очень тяжелые условия – солдаты уже страдали от голода, у них появились вши, многие умерли от болезней и непосильного труда. Солдаты, которые должны были защищать страну, так и не смогли попасть на фронт, навечно остались в марийских лесах.
Когда люди стали массово умирать, Ахметбизян бежал из лагеря в родную деревню. Хотя его неоднократно вызывали в Мензелинск для допросов, на фронт больше не отправили. Он работал на комбайне «Коммунар» РТС села Тлянче-Тамак. Когда война закончилась, и фронтовики начали возвращаться, ему не раз довелось услышать обвинения в дезертирстве. Дед Ахметзян не любил вспоминать этот период. 9 мая, в день, когда все ветераны собирались вместе и выходили на парад, нашему деду приходилось нелегко. К сожалению, наш дед ушел из жизни, так и не дождавшись того времени, когда жертвы репрессий были реабилитированы.
В послевоенные годы умерла жена нашего деда, трое детей остались без матери: Фанзар (1938-2002), Равиль (1944-1963), Нурлыхидия (1947-1978). В 1952 году Ахметбизян женился второй раз. Его супругой стала Минлеямал (1916-2008) из Старого Абдулово. Ее первый муж погиб на войне, трое малолетних детей умерли еще в годы младенчества.
Слушая воспоминания бабушки Минлеямал, поневоле задумаешься о том, насколько интересно устроена жизнь человека. После того, как Минлеямал осталась без мужа, отец перевез ее в родное село – Старое Абдулово. Проезжая мимо деревни Торнаташ, она обратила внимание на какого-то мужчину, который трудился у себя во дворе и подумала: «Дай бог, чтобы мне довелось еще раз выйти замуж и вырастить детей». Удивительное совпадение – через десять лет Минлеямал вышла замуж и вошла хозяйкой именно в этот дом. У них родилось трое детей: Каусария (1953), Нафиса (1955), и мой отец Амирзян (1957).
Дед Ахметбизян очень радовался рождению внуков – Лейсан (1983) (это я) Инсафа (1985). Когда я родилась, ему уже было 72 года. Он сам провел внукам обряд имянаречения. Дед Ахметбизян умер 22 ноября 1994 года, в возрасте 84 лет. Он завещал моему отцу не оставлять отчий дом. Поэтому папа, после долгих лет жизни в Набережных Челнах, вернулся в родную деревню.
В нашем роду немало долгожителей. Жена деда Хакимуллы Сидыкыйсафа дожила до 97, их сын Ахметбизян до 84, дочери Минлегаян до 90, Минлегизденаз до 87, Шамсебану до 76, Бибикарима до 90, Бибифатыйма до 96 лет. Хочу назвать несколько имен, которыми мы гордимся. Внучка старшей дочери Хакимуллы Минлегаян – Хания Гильмутдиновна Гараева (1957) член Союза художников РТ, преподаватель. Ее завораживающие картины, неизменно вызывают восхищение. Сейчас она на заслуженном отдыхе, живет в селе Калмия. Время от времени в печатных изданиях публикуются статьи Музаяны (1931), она – дочь Бибифатыймы, проживает на Элеваторной горе. А ее дочь Альфия Нургалиевна Карамова (1957) в течение 35 лет трудилась в сфере образования – в Набережночелнинском педагогическом институте и педагогическом колледже. Она тоже сейчас на заслуженном отдыхе, живет в Набережных Челнах. А моему отцу Амирзяну, видимо, по наследству был передан дар предпринимательства, торговли. Долгое время он занимался тем, что ремонтировал и продавал машины. И сейчас, хоть и находится на заслуженном отдыхе, не сидит без дела. Занимается животноводством. Много сил вложил в восстановление сельской мечети.
Дедушка Ахметбизян с бабушкой Минлеямал жили долго и счастливо. Дед прожил до 84 лет, бабушка умерла в 92 года. Дедушка с бабушкой пользовались огромным уважением односельчан, в памяти жителей Торнаташа они останутся как добрые, великодушные, веселые люди. Мы бесконечно благодарны нашим предкам, они своим личным примером учили нас быть старательными, сдержанными, порядочными, дали нам верное направление для развития, оставили бесценное духовное наследие.

Материал подготовил Фидаиль Мазитов.

Фото предоставлено Лейсан Хакимуллиной-Собировой.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписаться на газету "Светлый путь" и узнать о жизни Тукаевского района

https://podpiska.pochta.ru/press/%D0%9F9497

Самое интересное в наших социальных сетях

ВКонтакте: https://vk.com/svetliput

ОК: https://ok.ru/profile/590414664980

Телеграм: https://t.me/yakti_ul 

Яндекс Дзен: https://dzen.ru/svetliput


Галерея

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев