Светлый путь

Тукаевский район

16+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
Культура

«Девушки нашего села»

Так называется драма Фоата Садриева, которую инсценировали самодеятельные артисты села Кузкеево. Зал был полон.

Занавес поднялся под музыку. Зазвучал голос Левитана: «Передаем сообщение Совинформбюро. Наши войска ведут тяжелые бои под Сталинградом...». Сцена медленно освещается. Полянка у края села. Справа – две липы...
Начиная с этого момента события на сцене полностью захватывают зрителя, переносят его в суровые военные годы, показывают жизнь села в это непростое время. Какие бы трагедии не происходили в мире, в каких бы тяжелых условиях не оказался человек, он всегда находит источник силы, чувство, помогающее преодолеть все трудности – любовь. Вот и Хайретдин (Гали Мингалимов) с огромным нетерпением ждет на этой полянке кого-то. Погрузившись в свои думы, медленно ступая, на сцену выходит Зайнап (Ляйсина Хазипова). Несмотря на простое платье, девушка привлекает внимание своей красотой и скромностью. Вот, оказывается, кого ждал влюбленный парень! Зайнап пришла на свидание не для того, чтобы поворковать о любви, а для серьезного объяснения. Не любит она Хайретдина и хочет прямо сказать ему об этом. «Ты же была согласна выйти за меня замуж. Что же случилось?», – недоумевает юноша. Затаив дыхание зал ждет ответа. Высокий, стройный, красивый парень, председатель колхоза – что не так? Ответ Зайнап звучит резко: «Наверное, я дала согласие, не подумав. Ведь я только-только окончила школу, мама слегла от болезни, дома даже дров не было... А ты работаешь в райкоме. Я потянулась к тебе, но все же это не любовь. Прости меня». 
Да, Зайнап потеряла голову от чувства к другому человеку – к Газизу (Ринат Бадретдинов). И на встречу она пришла для того, чтобы сообщить об этом. Здесь автор мастерски использовал детали. На полянке растут две липы. «Мой дед Джамали посадил их перед моим рождением. Он говорил мне, что на ветках этих лип будет сидеть ангел и что я могу делиться с ним и своей радостью и переживаниями. Видишь, одна липа повыше, это я. Если на ее ветку сядут птицы и будут петь, значит, я жив, душа моя рядом с тобой», – так сказал Газиз своей любимой, уходя на войну. 
Но однажды молния ударила в ту липу, что повыше, стало неспокойно на душе у Зайнап. Конечно, это всего лишь народная примета. Но ведь и в жизни человек совершает ошибки. В письме, которое Газиз написал с фронта, он, поверив сельским слухам, обвинил Зайнап в измене. Психика девушки не выдержала и она попала в больницу. После того, как война закончилась, ее любимый приезжает за ней. Но девушка не смогла простить, раны, нанесенные любовью, она пронесла через всю жизнь и встретила старость в одиночестве.
Автор произведения через историю любви показал жизнь села и судьбы людей в тяжелые военные годы. Полуголодные женщины, работавшие от зари до зари, сумели сохранить в себе отзывчивость и доброту, они и Зайнап окружили вниманием. Артисты прекрасно воплотили на сцене такие качества тружеников тыла, как сплоченность, умение не сдаваться перед трудностями. Они не играли, они жили на сцене, поэтому и зрители искренне переживали за героев, восхищались их стойкостью. Заметно, что автор был хорошо знаком с реалиями сельской жизни того времени. Это подтверждают и персонажи пьесы – женщины не акцентируют внимание на том, что им приходится голодать, терпеть лишения, они молча и терпеливо, без лишних жалоб впрягаются в колхозную работу. Отрадно, что самодеятельные артисты своей игрой смогли увлечь публику, погрузить их в атмосферу того времени, зрители искренне сопереживали героям.
Сцена проводов Хайретдина на войну. Сельчанки знают его как строгого председателя, человека с жестким характером. Но вот он возвращается с фронта, на груди – два ордена Славы I и II степени. Односельчане встречают его тепло, с распростертыми объятиями, а это тоже показывает истинное отношение, искренность народа.
Поколение, которое знает о войне только из книг и кинофильмов, не представляет в полной мере события тех лет. Когда Хайретдина забрали на фронт, председателем колхоза стала Бибинур. А ведь надо было не только сохранить колхоз, но и обеспечить фронт хлебом, и детей вырастить. Все вытерпели, да еще и умудрялись в редкие свободные минуты пошутить, посмеяться, и песни попеть. Когда на сцене показывали эти эпизоды отдыха, зрители от души смеялись.
– Война закончилась!
Как долго ждали этой вести! Женщины не знают – верить или не верить, на какой-то момент они замерли в тишине, кусали губы, сдерживая слезы. Но даже в такой радостный день Бибинур не стала долго праздновать: «Мальчишки… Ребята… Поле ждет…Сев идет!». Вот ведь какими были они, наши женщины!
Как бы ни захватывали меня события, происходящие на сцене, во время спектакля я стараюсь наблюдать, как воздействуют на зрителей те или иные ситуации. А зрители смотрели настолько увлеченно, что в зале царила полная тишина. Можно сказать, что все жили тем, что происходит на сцене. Только тихие всхлипывания то и дело нарушали тишину зала.
Финальные события спектакля происходят в 90-е годы. Дом Зайнап. На том месте, где раньше было саке (сплошные нары в избе) сейчас стоит кровать. Темно. Сидит старушка, рядом с ней большой узел. Эта пожилая женщина – та самая Бибинур, которая вместе с остальными женщинами в военные годы поднимала колхоз. Другая старушка – седая, белолицая, что-то ищет. Ее руки протянуты вперед. Это Зайнап. Сельский совет отправляет их в дом престарелых. Ждут машину. «Странной выдалась наша судьба, – тихо говорит Зайнап. – Но даже если наши могилы затеряются, эта земля нас не забудет. Сколько пота здесь пролито, сколько нашего труда вложено…». В зале тишина. На глаза наворачиваются слезы. Внезапно Махира (Лилия Яковлева) обнимает Бибинур и Зайнап: «Никуда я вас не отпущу, вот убейте меня, но не отпущу! Хуснифатима, иди, скажи, пусть автобус едет дальше. Если и умрем, то вместе. У меня пока еще есть силы, чтобы ухаживать за вами. Это наша деревня, нас не бросят». После этих слов зал разразился аплодисментами. Зрители аплодировали сквозь слезы.
Артисты Гали Мингалимов, Ринат Бадретдинов, Ляйсина Хазипова, Фируза Салахова, Гульфия Ахметзянова, Лилия Валиева, Лилия Яковлева, Роза Асылмарданова, Айгуль Бакирова создали убедительные образы, полностью раскрыли глубину содержания пьесы. Мы и всплакнули, и задумались о сегодняшней жизни, о том, какой ценой далась Победа. Зритель приходит в зал посмотреть именно такие спектакли. Приходит для того, чтобы очиститься душой, сравнить, задуматься.
Безусловно, в восприятии сценического произведения важны декорации. Они были довольно простыми и в то же время убедительными. Подбор артистов, рапределение ролей, умение раскрыть идею произведения и показать замысел автора зависят от мастерства и опыта режиссера-постановщика. Режиссер спектакля Гульфия Ахметзянова справилась со своей задачей. Зрители остались довольны.

Загида Набиуллина, 
село Кузкеево. 

/ Фото предоставлено районным отделом культуры.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписаться на газету "Светлый путь" и узнать о жизни Тукаевского района

https://podpiska.pochta.ru/press/%D0%9F9497

Самое интересное в наших социальных сетях

ВКонтакте: https://vk.com/svetliput

ОК: https://ok.ru/profile/590414664980

Телеграм: https://t.me/yakti_ul 

Яндекс Дзен: https://dzen.ru/svetliput


Галерея

Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев