Гражданское лихолетье
(Гражданская война в Закамье. Продолжение.)
Начало можно прочитать здесь и здесь.
По отчетному докладу за май 1922 года. Получено на волость семян для ярового сева 23252 пуда, из них 20 процентов населением съедено ввиду голода. Населению выдано 3680 пайков кукурузы в количестве 1840 пудов, но смертность от голода ещё не прекратилась. В мае зарегистрировано 103 человека. В волости 14 американских столовых на 1690 человек, 3 детских дома на 170 человек. В детских домах помирает много детей. В селе Боровецкое на почве голода и воровства самосудом убито 13 человек, в деревне Калмаш убит 1 человек и в июне 4 конокрада. К убийству 13 человек в Боровецком был причастен председатель сельхозкоммуны «Фёдоровская» Вукол Григорьевич Парфёнов, уроженец данного села, имевший при себе огнестрельное оружие – наган. <...>
Из воспоминаний Ивановой Степаниды:
«В апреле 1922 года со всех концов Поволжья и Камы шли люди в поисках заработка на пропитание или сбора милостыни. А мы, коммунары, жили безбедно, значительно лучше, чем единоличники». Начали подготовку к весенним работам. Чаще находились вместе. Это вновь сплотило коллектив. И скот выглядел неплохо, особенно кони, которым перепадал и овёс. Этому способствовал и Первомайский праздник. Заранее подготовили транспаранты с лозунгами, для детей сделали качели и после общего завтрака всей коммуной двинулись на митинг в своё село. У помещения волисполкома развевались два флага и один транспарант из красной материи с лозунгом. Наш коллектив был встречен приветственным словом председателя волисполкома Я.П. Петрова. Затем выступил от Мензелинского канткома партии Иван Лопухин и от коммуны Вукол Парфёнов. Председатель коммуны отметил положительные стороны сельскохозяйственной коммуны, особенно в нынешнем голодном году. Сказал о членах коммуны и подчеркнул, что даже те, кого на селе считали лодырями, в коммуне идут в одном ряду со всеми; кто считался пьяницей, те не пьянствуют.
В июне коммуна получила извещение кантонного Всеработземлеса о предстоящей кантонной конференции союза. <...> Делегатами на конференцию избрали Вукола Парфёнова и Степаниду Иванову. На конференции Степаниду Иванову выбрали делегатом на областную конференцию профсоюза. Избрали в правление бюро Всеработземлеса, где поручили вести культмассовую работу. Через некоторое время она прибыла в коммуну, где передала работникам десять кусков хозяйственного мыла, талоны на дёготь и керосин. Яков Раздьяконов дал ей напутственные советы, и она, взяв с собой брата и сестру, уехала в Мензелинск.
Голод дал почувствовать себя повсюду в Поволжье. Но коммуна держалась на хорошем уровне и по настроению коллектива, и в продовольственном отношении, и по активности в делах. Два крестьянских подворья так и продолжали стоять в коммуне, более никто не решился перевезти свои усадьбы на новое место.
В отделе ЗАГС при Макарьевском волисполкоме 1922 года есть запись о смерти на мальчика двух лет Владимира Сальникова, умершего 10 декабря 1922 г., место смерти – Фёдоровская с/х коммуна, род занятий – хлебопашество, причина – от скарлатины, заявление сделал гражданин Фёдоровской с/х коммуны Вукол Парфёнов, место погребения на кладбище Фёдоровской с/х коммуны. Это первое захоронение и оно больше походит на ритуальное, так как в селе Ильбухтино был детский дом и детей свозили в него с близлежащих деревень и сел. Фамилия Сальниковы происходит из населенного пункта возле уездного города Мензелинска. В Макарьевской волости в деревнях такой фамилии не было. Полагаю, на вновь образованном кладбище начин захоронения должен был быть не местного жителя. Ныне там СНТ «Прибрежное» и кладбище по факту застроено дачами. Вот такая печальная судьба у мальчика Володи Сальникова.
Если обратиться к документам периода голодного года в нашей местности, то ситуация выглядит не совсем радужная, как описано в воспоминаниях Степаниды Ивановой. Так коммунар, бывший житель села Боровецкое Дмитрий Наумов, проживая в сельхозкоммуне «Фёдоровская», потерял шестилетнего сына Григория, который скончался 28 мая 1923 года и был похоронен на коммунарском кладбище. Перед этим трагическим случаем супруга родила ему дочь Лидию 15 апреля 1923 года. Но недолго радовала дочка своих родителей. Через несколько месяцев Лидия скончалась и была погребена на коммунарском кладбище, рядом с братом. Не обошла беда стороной и другого коммунара – Якова Слепкова, похоронившего своего 5 летнего сына Дмитрия, умершего от кори.
Отметим и другой факт, дошедший до нас, благодаря архиву Тукаевского ЗАГСа. Священник Макарьевской церкви Афиноген Семенович Егоров, прибывший на служение в село Ильбухтино в начале 1919 года, в Челнинском кантоне был человек не новый. Долгое время служил священником в кряшенской деревне Новые Гардали еще до революции 1917 года, 20 декабря 1922 года потерял дочь Зинаиду Егорову в возрасте 1 год и 2 месяца. <...>
Это указывает на высокую смертность мужского населения волости – 529 человек за 1922 год – самый тяжелый год в судьбе нашего крестьянства.
К лету 1923 года коммуна «Фёдоровская», не вынеся всех нахлынувших тягот голодных годов, прекратила своё существование. Яков Раздьяконов со своей супругой Феклушей, оставив дом коммунарам – Наумову Д.М., выехал в Екатеринбургскую губернию в город Ирбит. <...> А Дмитрий Михайлович Наумов из коммунара перешел в категорию крестьянина-единоличника и продолжил трудиться на земле <...> У него родились еще два сына – Борис и Леонид.
В 1929-30 годах на землях коммуны создали колхоз «Пахарь», где Дмитрия Наумова избрали председателем. Там же в низине Фёдорова лога стали заселяться новосельцы, которых по причине крепкого личного хозяйства попросили удалиться из Ильбухтино, чтоб не отправиться в дальние края. Ведь такая судьба уже выпала на долю некоторых односельчан. Их раскулачили, и пешком, с семьями, малыми детьми отправили в Елабужскую тюрьму. <...> Помимо посёлка Фёдоровка возникла и другая деревня – Дубовая Грива. Ныне там плещутся воды Нижнекамского водохранилища, остался остров Грива напротив СНТ «Прибрежное». Заселяли его жители Ильбухтино. Некоторым припомнили участие в контрреволюционном выступлении родителей, отцов, расстрелянных в декабре 1918 года.
Колхоз изначально назывался «Дубовая Грива». Перед войной два вышеупомянутых колхоза влились в колхоз им. Горького с центром в Ильбухтино. Мирный труд колхозников был нарушен в 1941 году. С Ильбухтинского сельского совета ушло на фронт более 300 жителей. Ушли защищать Родину два сына Наумова Дмитрия – Борис и Леонид. Борис попал в пехоту, был ранен, потерял ногу, и после долгого излечения вернулся на родину. Леонид попал на флот и стал моряком-подводником на Тихоокеанском флоте, участвовал в войне с Японией. Прошел Великую Отечественную войну их двоюродный брат, Василий Тимофеевич Наумов, 1919 года рождения, сын Тимофея Михайловича Наумова, застреленного Судариковым П.В. в апреле 1919 года в своем доме в селе Боровецкое во время нашествия колчаковцев.
В январе 1939 года в ряды колхозников влился житель Ильбухтино Никифор Калистратович Бузин, 1881 года рождения. И через несколько месяцев возглавил колхоз «Пахарь» в качестве председателя, сменив на этой должности Наумова Д.М. С началом войны отчий дом покинули два сына Никифора Калистратовича – Александр, 1910 г.р. и Василий, 1914 г. р. В октябре 1941 года партийная организация ВКП (б) колхоза им. М. Горького приняла Никифора Бузина в качестве кандидата в свои ряды. Оба его сына сложили свои головы в боях. Александр воевал наводчиком в 76 мм батарее, в воинском звании младшего сержанта, награжден медалью «За отвагу». Работая наводчиком орудия он в упор прямой наводкой расстреливал врага, подавил в бою до 8 миномётов и 5 пулемётов противника. Его младший брат Василий Никифорович воевал в пехоте, командиром стрелкового взвода, лейтенантом, на Брянском фронте. Из наградного листа: «19 февраля 1943 года в бою за город Ольховец Орловской области лейтенант Бузин со взводом выбил немцев из семи домов. В бою лично из своего оружия убил 7 немцев и гранатами разбил 2 станковых пулемёта противника. Преследуя отступающих, героически погиб. Посмертно награжден орденом «Красная Звезда».
Но род Наумова и Бузина продолжился, сын Дмитрия Михайловича, Петр нашёл своё счастье в девушке, дочери погибшего солдата-артиллериста Бузина Александра – Евгении. Создав семью, они продолжили свой род в Малой Шильне. Их дочь Елена Петровна, по мужу Сальникова, работает учителем в Малошильнинской школе. В этом году мы торжественно отмечаем 75-летие Великой Победы и отдаем дань светлой памяти, возлагая цветы и венки к подножиям памятников и мемориалов с именами павших.
Сергей Морозов,
краевед, село Ильбухтино.
/ Фото предоставлено Сергеем Морозовым.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписаться на газету "Светлый путь" и узнать о жизни Тукаевского района
https://podpiska.pochta.ru/press/%D0%9F9497
Самое интересное в наших социальных сетях
ВКонтакте: https://vk.com/svetliput
ОК: https://ok.ru/profile/590414664980
Телеграм: https://t.me/yakti_ul
Яндекс Дзен: https://dzen.ru/svetliput
Нет комментариев