Мои воспоминания
90 лет со дня рождения легендарного певца Ильгама Шакирова
Учительница певцов
Педагог Мукарама Миннехановна Тазиева, посвятившая свою жизнь образованию и воспитанию детей, в 1950-1990-е годы преподавала татарский язык и литературу в разных селах Сармановского района. Нашей маме было бы 95 лет, если бы она была жива. Примечательно, что мама прививала детям любовь к музыке. На уроках пения учила своих учеников с удовольствием плавать в море музыки.
О мукараме тазиевой опубликовано немало статей и заметок в прессе. Писатель, поэт, автор текстов популярных песен Дамир Гарифуллин говорил о Мукараме Миннехановне: «учительница знаменитых певцов». Этого звания по-настоящему заслужила наша мама. Ведь именно она дала образование легендарному сыну нашего народа Ильхаму Шакирову, народной певице Зухре сахабиевой, впервые вывела их на сельскую сцену. С сыном и дочерью, являющимися колыбелью татарского народа, мать поддерживала связь до последних дней жизни. И, надо сказать, гордился тем, что был учителем таких личностей.
О Мукараме Тазиевой опубликовано немало статей и заметок в прессе. Писатель, поэт, автор текстов популярных песен Дамир Гарифуллин говорил о Мукараме Миннехановне: «Учительница знаменитых певцов». Это звание наша мама по-настоящему заслужила. Ведь именно она дала образование легендарному сыну нашего народа Ильгаму Шакирову, народной певице Зухре Сахабиевой, впервые вывела их на сельскую сцену. С сыном и дочерью татарского народа, являющимися нашей гордостью, мама поддерживала связь до последних дней жизни. И, надо сказать, гордилась тем, что была учителем таких личностей.
Слушали, затаив дыхание!
В феврале этого года мы торжественно отмечаем 90-летний юбилей Ильгама Шакировича Шакирова. Когда мне сказали, что готовится книга воспоминаний о нашем знаменитом певце, я тоже решил поделиться своими воспоминаниями.
Яна-Буляк, Ильхам Шакиров... Это слова, которые запали мне в душу с детства. Моя родная деревня – Яна-Буляк. Мои родители начинали свой трудовой путь в качестве молодых учителей именно в этом прекрасном месте. В семилетней школе преподавала татарский язык и литературу мама Мукарама. В первый же год она заняла должность руководителя седьмого класса. К счастью, именно в этом классе учился будущий певец Ильгам Шакиров. Мама часто вспоминала свой первый год работы, учеников своего класса. У нее были богатые воспоминания, связанные с этой деревней. Начало трудовой деятельности, первый класс, любовь на всю жизнь, замужество и рождение первого ребенка...
Мама очень гордилась Ильгамом абый. О классе она говорила: «В классе учились очень прилежные дети. Будучи молодым педагогом, я пользовалась большим уважением у учеников, родителей, жителей села. Дисциплинированные ученики – большое счастье для педагога. Они просто смотрели в глаза, А Ильгам – особенно. Был скромным. Он всегда говорил, что хочет быть учителем».
Мама и сама пела очень красивым, мягким голосом. Вела также уроки пения. Мама внесла большой вклад в культурную жизнь села – благодаря ее стараниям ставились концерты, спектакли, проводились вечера. «Готовимся к концерту. В день концерта заболел наш гармонист. Я очень переживала. Жители села придут послушать, как поет Ильгам. После урока собрались на репетицию, мальчики не пришли. Я заволновалась. Примерно через полчаса, красный и разгоряченный, вошел Ильгам с группой парней: «Апа! Все, нашли гармониста!» Сами радостные, довольные. Оказывается, они, не сказав мне, искали гармониста. За 3-4 километра от Яна-Буляка (так называемый кордон у лесников) на санках привезли «парня», едва заметного за гармонью. Забегая вперед, скажу: этим парнем оказался Рафис Садриев. (Двоюродный брат моей супруги, 1938 года рождения.) Родители – из села Карашай-Саклово. Жил в Свердловске. Сам играл на гармони и прекрасно исполнял татарские народные песни. Они всегда встречались, когда Ильгам абый приезжал с гастролями.
Концерт прошел хорошо. Слушая песню Ильгама абый, клуб замирал. Вокруг разносится мелодия Ильгама. После окончания песни – громкие аплодисменты, его просили петь снова и снова», – рассказывала мама.
Поводом для того, чтобы назвать сестру красивым именем, послужила песня Ильгама абый «Резеда». В те годы (1956 год) была очень популярна эта песня. Отец, не раздумывая, воскликнул: «Дочь назовем Резеда!»
Воспоминания мамы под названием «Ильгам Шакиров – мой первый ученик» были изданы в альбоме-книге, посвященной 70-летнему юбилею Ильгама Шакирова. Там же размещена фотография мамы с Ильгамом абый на Сабантуе Тукаевского района (2002 г.). Я сам их фотографировал. В этой книге представлена первая фотография Ильгама Шакирова. Молодые учителя – папа Наиль – первый слева во втором ряду, мама – пятая слева в том же ряду. Оригинал этой фотографии хранится в нашем семейном архиве.
Мама начала трудовую деятельность, обучая Ильгама абый, а позже, в 1960-е годы, в Стародрюшской школе учила будущую народную певицу Зухру Сахабиеву. Они вели переписку. Зухра писала маме письма теплого содержания. Вот отрывок из письма: «Мукарама апа! Вы добрая, нежная, музыкальная, скучающая по нам, любящая учительница... С годами остается лишь несколько человек, которым ты искренне говоришь: “Мой учитель!” Вы для меня – одна из пары таких учителей». Это большая оценка для педагога!
Теперь я перехожу к воспоминаниям детства, связанным с Ильгамом абый и самим собой. Когда мне было около пяти лет, одной из самых дорогих вещей в деревенском доме было радио, висевшее на стене. Приятно было слушать татарский концерт всей семьей. До сих пор помню, как взрослые говорили: «Ильгам поет!». В эти минуты в доме царит тишина, все погружаются в музыку. Я знал Ильгама Шакирова как «дядю с радио».
Прекрасное лето 1959 года. Мне пять с половиной лет. Вокруг нашего нового дома мы с мамой собираем лучины. В это время двое парней с переулка повернули к нам. Один подошел прямо к маме и сказал: «Здравствуйте, апа!» Им оказался Ильгам Шакиров. Мама сказала, что мы слушали его мелодичные песни, поблагодарила. Тогда я шепотом спросил: “Мама, это Ильгам абый с радио?” Парни, услышав, рассмеялись. Тогда мама попросила: «Ильгам, спой любимую песню». Ильгам абый возразил: «И, апа, как я могу петь посреди улицы? Мы с другом идем к роднику. Здесь, недалеко – оттуда услышите мою песню. Равиль, ты пойдешь с нами?» - спросил он, глядя на меня. Мама дала согласие. Я, конечно, обрадовался и вприпрыжку последовал за «Ильгамом абый с радио» к роднику, стараясь не отставать. Вот Ильгам абый начал петь. Я запомнил слова «...темный лес...». Песня льется, голос Ильгама абый звучит так, будто его слушает весь мир. В это время... деревья шумят и падают на меня... По мере того, как песня усиливается, они все громче шумят и падают на меня. Я громко заплакал. Друг Ильгама абый подхватил меня и начал успокаивать. Он нарвал цветы и отдал их мне, сказав: «Когда вернешься, отдашь их маме». А я все смотрю на деревья, а они падают, падают, падают... Вот Ильгам абый закончил песню. Он поднял меня и сказал: «Что случилось, парень?» «Деревья падают...», - сказал я, всхлипывая. Когда мы вернулись, мама что-то делала возле нашего нового строящегося дома. Она посмотрела на меня и спросила: «Сынок, ты что, упал?» Парни все рассказали и сказали, что я очень эмоциональный ребенок». Тогда мама сказала: «Еще бы деревья не падали, ты пел великолепно, спасибо».
Хотя прошло более шестидесяти пяти лет, я часто вспоминаю это событие. Почему я плакал? Теперь, в зрелом возрасте, я понял – это мелодия Ильгама абый затронула струны души, что свидетельствует о большой силе воздействия.
Вторая встреча с Ильгамом абый состоялась в 1977 году, когда я учился на факультете подготовки инженеров-механиков Казанского сельскохозяйственного института, где учился на агрономическом факультете двоюродный брат Ильгама Шакирова – сын Кияма Шакирова Флер. Именно благодаря ему Ильгам Шакиров пришел на встречу со студентами. В актовом зале общежития яблоку было негде упасть. После концерта мы встретились с Ильгамом абый. Тогда я сказал ему: «Я сын ваших учителей Мукарамы и Наиля Тазиевых». Ильгам абый спросил, как дела у моих родителей, просил передать привет. Взяв в руки мою тетрадь, он оставил на внутренней стороне обложки автограф: «На память сыну моих учителей Равилю». Я вспомнил тот случай и сказал: «Когда я был ребенком, вы несли меня по дороге у родника». У него оказалась хорошая память: «Там деревья не падают?» - рассмеялся он.
Кому-то может показаться, что эти воспоминания не имеют большого значения. Только... я не смог не написать. Я горжусь тем, что наша великая личность, легендарный сын нашего народа, известный певец Ильгам Шакиров оставил в моем детстве неизгладимые воспоминания, что в течение всей жизни он наполнял нашу душу своей музыкой. Как можно не поделиться с народом такими теплыми, добрыми моментами? Поэтому, чтобы отразить прекрасные поступки певца, я написал эти воспоминания.
Равиль Тазиев, ветеран труда, заслуженный механизатор Республики Татарстан. Старый Дрюш.
(Подготовила Зария Валиева.)
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia
Подписаться на газету "Светлый путь" и узнать о жизни Тукаевского района
https://podpiska.pochta.ru/press/%D0%9F9497
Самое интересное в наших социальных сетях
ВКонтакте: https://vk.com/svetliput
ОК: https://ok.ru/profile/590414664980
Телеграм: https://t.me/yakti_ul
Яндекс Дзен: https://dzen.ru/svetliput
Нет комментариев