Светлый путь

Тукаевский район

18+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
Вести

Афганистан – страна камней и гор

Афганская война длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная. Война, оставившая на сердце незаживающие раны, продолжалась девять лет и два месяца, или 3338 дней.

Через войну между гор, скал и ущелий прошли 600 тысяч советских солдат и офицеров. Семьдесят два из них были удостоены звания Героя Советского Союза. Более пятнадцати тысяч солдат и офицеров погибли в боях, шесть тысяч умерли после возвращения на родину от ран и тяжелых болезней, триста одиннадцать человек пропали без вести. Это сухие цифры статистики. А сколько за ними израненных душ, разбитых судеб, слез, вдов, сирот и безутешных матерей, живущих с этим горем.

Дует знойный самум, обжигая сердца...

Воспоминания разнообразны. Память о войне – мучительная, терзающая.

15 февраля – День памяти, полный таких душераздирающих воспоминаний, бередящих душевные раны, пронзающих сердце. На сегодняшний день в Тукаевском районе проживают 125 воинов-афганцев. Возраст шурави колеблется от 55 до 65 лет, некоторые из них вышли на заслуженный отдых, многие трудятся в различных сферах, есть среди них и люди с ограниченными возможностями здоровья.

Знойный, суровый ветер самум обжигает кожу. Жара достигает пятидесяти градусов. Афганистан – страна величественных скал и гор. Однако парни, приехавшие из страны лугов и полей, долин рек с плавным течением и невысокими горами, не проявляют к ним особого интереса. В то время, когда справа и слева, спереди и сзади свистят пули, величие природы отходит на второй план. Из-за этих гор и скал, из ям наподобие секретных пещер, ущелий поджидает смерть. Ветер самум не утихает до сих пор – снова и снова возвращается и стучится в «дверь» воспоминаний.

Шурави

Шурави по-афгански означает «советский солдат». На страницах нашей газеты мы хотим рассказать о двух шурави, проживающих в нашем Тукаевском районе: Мансуре Сахипзяновиче Такиуллине, уроженце села Калмаш, и Азгаре Гильметдиновиче Гиниятуллине, уроженце деревни Таулык, входящей в Тлянче-Тамакское сельское поселение.

Многие из солдат, оставшихся в живых после встречи со смертью и вернувшихся на родину, не любят много рассказывать о войне. Не желая бередить душевные раны и давать дополнительную нагрузку их и без того пошатнувшемуся здоровью, я не стала расспрашивать воинов-афганцев о тяжелых эпизодах этой войны. Военные тяготы не проходят бесследно. Мансур Сахипзянович Такиуллин недавно перенес операцию на сердце. Пятидесятисемилетний мужчина, немного оправившись от болезни, вновь приступил к работе. «В наше время все дети сызмальства помогали по хозяйству. А мы – особенно. Потому что отец рано ушел из жизни. Мне было всего восемь лет, когда он покинул этот мир. Сестра Рамзия и я были маминой правой рукой. После окончания школы я освоил профессию водителя. В 1984 году был призван на службу в армию. Я сразу знал, что поеду в Афганистан. Из нашего района нас было несколько парней. Меня бы даже не отправили туда, ведь я был единственной опорой матери. Но я не смог отделиться от товарищей. В 1986 году вернулся на родину бойцом шурави. В то время заводы «КАМАЗ» процветали – я устроился работать на литейный завод. Потом подул ветер перемен, затем на заводе двигателей случился пожар. Невыплата заработной платы... И это тоже было большим испытанием. А о том, что мы видели и пережили в Афганистане, можно было бы писать романы. Я не жалуюсь. Мужчина должен быть твердым. Маме я не сказал, что нахожусь в Афганистане. Таким образом я старался сберечь родного человека. Но... тайна раскрылась. После года службы в Афганистане от моего командира на имя отца пришло Благодарственное письмо. Вот тогда мама все узнала. Она только сама знает, что пережила тогда. Тем не менее, рассказала одну историю. В прежние годы пожарные заходили в каждый дом и проверяли наличие противопожарных принадлежностей, бочек с водой. В один прекрасный летний день мама, возвращаясь с работы, увидела, что у наших ворот стоят люди в форме, и остолбенела. Сердце, словно молния, пронзила мысль: «Сынок?!» Лишь узнав, что это пожарные, она выдохнула. Слава Богу, мама успела пожить в комфортных условиях, в доме с газом и водой.

Я не могу передать словами свои чувства по возвращении из Афганистана на родину. Какое-то время не веришь, что вернулся живым. Перед глазами то и дело предстают погибшие боевые товарищи. Постоянно снятся ужасы войны. Именно эти горькие воспоминания подрывают здоровье человека. Когда идешь на поле боя, а в нашем случае – в горы и скалы, в душе живет надежда: «Выживем, если будет суждено»! Поддаваться панике, унынию – очень плохой знак. Только когда есть надежда на выживание ты чувствуешь себя воином. Место дислокации, получившее название «Теплый Стан», находилось в непосредственной близости от Кабула. Туда, к месту дислокации, приезжаешь лишь временно – за продуктами, на помывку. Во время редких перерывов первым делом берешь в руки ручку и бумагу... Перед глазами предстают дорогая мама, близкие люди, родная земля. «Секретничать» с ними – большое счастье. Ты – жив! Ты – на связи с родиной через ручку и бумагу! Вот такая она, солдатская жизнь. Общаемся с боевыми друзьями. Фарит Зиннатуллин живет и работает в Казани на высокой должности. С Любиком Кибардиным из Бурдов, Фаритом Бургановым из Бурдыбаша мы дружим семьями, поддерживаем связь.

У меня прекрасная семья. Моя супруга Чулпан – уроженка деревни Игенче. Мы с ней воспитали троих сыновей. У всех троих уже есть свои семьи. Ильдар и Зиля воспитывают трех дочерей, Ленар и Гузель – двух мальчиков, Динар и Регина – сына и дочь. В выходные и праздничные дни наш дом утопает в радостных голосах внуков», – рассказывает артиллерист, заместитель командира взвода, старший сержант Мансур Сахипзянович Такиуллин.

Парень из Таулыка – в стране гор Афганистане

Советский солдат – шурави Азгар Гильмутдинович Гиниятуллин родился и вырос в многодетной семье в деревне Таулык Тлянче-Тамакского сельского поселения. «Я родился одиннадцатым ребенком в семье. Всю свою жизнь я благодарен родителям. Одиннадцать детей – ведь это целая группа детского сада, начальная школа небольшой деревни! В семье каждый из нас чувствовал, что он долгожданный, дорогой ребенок. Мы всегда были сыты, одеты-обуты. Папа, ветеран Великой Отечественной войны, мама, которая, несмотря на то, что воспитывала одиннадцать детей, всегда была передовиком в колхозе – были очень внимательны к нам. О том, что мама была чистоплотным человеком, вспоминают в деревне по сей день. Мы всегда поддерживаем связь с родным селом, в свободное от работы время приезжаем туда с семьей. Работаю на заводе «КАМАЗ». Свою работу люблю. Пусть будет суждено быть здоровым, активно трудиться, жить. Мы постоянно вспоминаем товарищей, которые ушли из жизни. В селе Старое Абдулово мы участвуем в культурных мероприятиях, организованных в музее «Гиндукуш», открытом усилиями афганцев под руководством Айбулата Мунировича Якупова. Проводим встречи с учащимися в школах района. Чтобы увековечить память наших боевых товарищей, погибших в Афганистане и умерших по возвращении на родину от ран, полученных на войне, мы устанавливаем на их родных домах памятные таблички. Мы общаемся между собой. Буквально на днях написал в ватсап своему однополчанину, кардиологу Сергею Ивашко, проживающему в Беларуси.

Солдат, прошедший через «сито»

Так можно сказать о пограничнике Азгаре Гильмутдиновиче Гиниятуллине. «После окончания Тлянче-Тамакской средней школы в я приехал в город Набережные Челны и устроился на работу. Затем – армейская служба. Был шурави, выполнявшим интернациональный долг в Афганистане. Помню как сегодня: 8 мая 1987 года я пришел в военкомат Набережных Челнов с повесткой. Пройдя медкомиссию и поехав в Казань, мы с ребятами из Сармановского района узнали, что попали в Афганистан – горячую точку. Больше недели ехали на поезде и добрались до воинской части в Туркменском поселке Тагтабазар (Тахта-Базар). Пробыв там три с половиной месяца и пройдя учения, был принят на службу в мотоманевренную группу пограничных войск. Стоит отметить, что в пограничные войска берут только солдат, прошедших через мандатную комиссию. Год и восемь месяцев я выполнял интернациональный долг в Афганистане. На многотонном грузовике «Урал 4320», прозванном «Королем бездорожья», перевозил для войск боеприпасы, продовольствие, медикаменты. Неоднократно приходилось доставлять афганскому народу гуманитарную помощь (продовольствие, одежду, бытовые принадлежности). Шли колонной по шестьдесят грузовиков «Урал 4320». В воздухе кружили вертолеты, самолеты. Они сопровождали нас. Хоть и работала разведка, невозможно предвидеть все, что произойдет на войне. Душманы внезапно появляются на высоких горных вершинах, среди скал, и так же внезапно исчезают. В горах они выдалбливают ямы и оттуда наблюдают за вертолетами. Их цель – сбить вертолеты, сопровождающие растянувшуюся на километры колонну тяжелых грузовиков. Затем, после нападения, привязав себя веревкой, они снова спускаются в яму. Война не обходится без смерти, ранений. Очень тяжело терять товарищей. Мы бывали в дороге по две недели. Дорога – это только название. На самом деле, только человек, который сам попробовал подняться на тяжелом грузовике по крутым горам, понимает, что это такое.

Те, кто служил в горячих точках, пережил войну, знают: там можно достичь поставленной цели только в том случае, если есть доверие друг к другу; забота о боевом друге – готовность всегда прийти на помощь; смелость; сплоченность. Парни из Татарстана были примером для подражания и в Афганистане. Это не пустые слова. Командир части Разниченко даже выразил нам благодарность перед строем: «Особая благодарность бойцам Татарстана!» – сказал он. Это – большая гордость для нас.

Мы всегда вспоминаем воинов-афганцев, погибших при исполнении интернационального долга, тех, кто умер по возвращении на родину. Заботиться друг о друге, справляться о здоровье, протягивать руку помощи – это по-человечески. Хотелось бы, чтобы люди не растеряли этих качеств, которые в нынешнее время особенно необходимы», – говорит солдат, переживший войну.

Азгар Гиниятуллин создал прекрасную семью с Дилярой, уроженкой деревни Яна-Буляк. Старший сын Ильмир и невестка Чулпан воспитывают сына и дочь. Чулпан – известный блогер. Азгар вместе со старшим сыном Ильмиром посещает «Ледовый дворец» в Набережных Челнах – они ходят на занятия ночной хоккейной лиги (НХЛ). В семье растет и маленький хоккеист – четырехлетний Роберт старается не отставать на льду от деда и отца. Младший сын Азгара и Диляры – девятиклассник Рамиль увлекается футболом. Одним словом, жизнь Азгара, младшего сына Асии апа и Гильметдина Гиниятуллиных, – пример для многих.

***

При выходе колонны советских войск из Афганистана жители страны с транспарантами, на которых крупными буквами было написано: «Войска уходят, а дружба – остается!», разбрасывали цветы на дороге, по которой проезжали шурави, и на прощание махали им руками.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписаться на газету "Светлый путь" и узнать о жизни Тукаевского района

https://podpiska.pochta.ru/press/%D0%9F9497

Самое интересное в наших социальных сетях

ВКонтакте: https://vk.com/svetliput

ОК: https://ok.ru/profile/590414664980

Телеграм: https://t.me/yakti_ul 

Яндекс Дзен: https://dzen.ru/svetliput


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев