Когда-то он учительствовал в Кузкеевской средней школе, затем работал директором в Бегишевском детском доме, руководил единственной татарской средней школой имени Мулланура Вахитова в Набережных Челнах. Выйдя на заслуженный отдых много встречался с молодежью, делился опытом с молодыми педагогами. Речь идет о заслуженном учителе РСФСР, отличнике народного просвещения, почетном гражданине города...
Детство, юность Ирека Тагировича пришлись на годы войны. Об этом он с большим волнением рассказал на вечере, посвященном семье Уразаевых. Двенадцатилетний парнишка повзрослел, возмужал, когда в их дом одна за другой пришли черные треугольники с вестью о гибели отца Тагира Уразаева - заведующего Чишмабашской начальной школой Актанышского района, брата Рустама, только начавшего свой трудовой путь учителем. Ирек - самый старший ребенок в семье, после него в семье еще четыре брата и сестра. Трудно было матери одной поднимать детей. Мать смотрела на старшего сына как на главную опору, надежду. Рано утром бригадир уже стучит в окно: «Иреку - на боронование!» и мальчик на своей верной лошади едет на боронование. Возвращается только с заходом солнца. В двенадцать лет - в изношенных лаптях, обмотав ноги холстиной, он целый день наравне со взрослыми пашет, сеет хлеб.
А дождливой осенью в новых лаптях Ирек спешит в соседнее село Байсар, что в четырех километрах от его родной деревни. Стремление мальчика к знаниям было до того сильным, что он никогда не отставал от сверстников, учился старательно. После окончания седьмого класса собирался поступить в Мензелинское педагогическое училище, но свалила проклятая болезнь - малярия.
Ирек устроился конюхом в Байсарскую больницу. Вовремя накормит, напоит лошадей, чистит их, умные животные отвечали ему тем же. Незаметно прошли два года, но мысль об учебе не давала покоя. Ирек снова направился в Мензелинск, прошел пешком 60 километров. Успешно сдал экзамены. Однако на помощь из дома надеяться было нечего, на еду не хватало, денег тоже. Через два месяца полуголодной учебы парень вынужден был бросить училище. Вновь вернулся к своим лошадям. Но всегда, когда Ирек садился на лошадь, он будто слышал голос отца: «Сынок, что же ты, всю жизнь будешь среди лошадей? В нашем роду все тянутся к знаниям. Тебе тоже пора учиться». Надо продолжить дело отца - это твердое решение вновь привело его в знакомое учебное заведение. И с сентября 1948 года Ирек Уразаев стал учащимся Мензелинского педучилища. С третьего курса его взяли в армию. Отслужив, он опять вернулся в Мензелинск, окончил училище. Был учителем по разным предметам в Байсаровской и Кузкеевской средних школах, одновременно заочно учился в Казанском университете, а 1963 году его направили в Челны.
До начала учебного года оставались считанные дни: его вызвал к себе на беседу в Казань министр образования Мирза Исмагилович Махмутов. «Почему вызывают?» - волновался Ирек Тагирович пока ехал к министру. А тот с порога без обиняков заявил: «Ты, Ирек, прошел армию, любишь и понимаешь детей, поэтому мы решили тебе поручить крайне важное дело. В Бегишево открывается детдом. Нужен директор, остановились на твоей кандидатуре». Напутствуя будущего директора министр сказал: «Директор должен быть осведомлен обо всем. Знать даже, где мышь ходит». И по-отечески похлопав по плечу, проводил до двери.
Вот с этого дня и началась детдомовская жизнь Уразаева. После войны созданию детдомов, школ-интернатов стали уделять особое внимание. Как правило, их строили в сельской местности, чтобы дети жили там, учились, научились трудиться.
- У нас было 20 гектаров земли. Там мы выращивали картофель, овощи, ягоды. Словом, сами себя обеспечивали продуктами, - вспоминает годы работы в детском доме Ирек Тагирович.
- Нелегко давалось обучение детей из неблагополучных семей самостоятельности, привлечение их к различным кружкам. Большую шефскую помощь оказывал детдому Нижнекамский химкомбинат. Выпускники школы устраивались туда на работу, поступали в профессиональные училища, получали специальности. Ко мне они относились как к отцу. Уважали, приходили за советом и помощью. За 14 лет работы в детдоме через мои руки прошли около 500 детей. Много лет прошло, но связь по-прежнему не прерывается, - радуется за судьбу бывших своих учеников учитель Ирек Уразаев. Да, до сих пор Ирек Тагирович получает благодарные письма от своих воспитанников за то, что они стали полезными обществу людьми, добросовестно трудятся и живут достойно.
География адресатов большая - Москва, Санкт-Петербург, Алтайский край, Татарстан. Ирек Тагирович и его жена, тоже педагог, Розалия ханум с любовью читают послания своих подопечных. Уразаевы готовятся к золотой свадьбе совместной жизни. Они воспитали два сына и дочь. Сын Рустам - энергетик, директор Набережночелнинской ПТС, дочь Резеда - домохозяйка. Подрастают пять внуков. Ирек Уразаев, посвятивший народному образованию 45 лет, пишет воспоминания. Ему есть чем поделиться с молодежью, обменяться опытом.
Нет комментариев