Светлый путь

Тукаевский район

16+
Рус Тат
80-летие Победы в Великой Отечественной войне

«Я проработала в библиотеке 42 года...»

С кем только не сталкивает нас судьба.

На прекрасном вечере в библиотеке мое внимание привлекли слова женщины, сидевшей в первом ряду: «Я 42 года проработала в библиотеке». Расспросив ее о месте работы, я сказала: «Я хочу поговорить с вами, когда мы сможем встретиться?»

Арина Ахияровна Шагалиева (Гатина), посвятившая миру книг более четырех десятилетий своей жизни, оказалась открытой, общительной личностью, с которой было легко разговаривать.

– Меня зовут Арина. В детстве меня дразнили: «Арина – мать солдатская». Поэтому я сократила свое имя до Рина. Впоследствии и сама привыкла к нему. Это имя нашла для меня бабушка. У бабушки, ставшей второй женой деда, не было собственных детей, и, поскольку у одной ее родственницы была дочь Арина, она захотела, чтобы и меня назвали так. Я родом из деревни Новое Курмашево Актанышского района. Родилась 14 января 1940 года. Моя мама Гильмижихан была родом из села Новое Алимово. Отца звали Ахияр», – окунулась она в воспоминания о детстве.

Сегодня Рина апа живет в городе Набережные Челны под присмотром дочери Гузель. В мое присутствие к ней приехла ее однокурсница Назия апа из деревни Семекеево Тукаевского района, с которой в 1956-1959 годах они три года учились в Елабужском библиотечном техникуме, сидели за одной партой. Я восхитилась, узнав, что они до сих пор общаются. Оказывается, несмотря на то, что прошло почти 60 лет с момента знакомства этих двух девушек, они по сей день очень часто встречаются, вспоминают молодость.

– Здание техникума – красивый величественный дом. На его первом этаже было общежитие. Мы жили в девятнадцатой комнате этого общежития, – рассказывает Рина апа.

– Все верно. Если я не ошибаюсь, мне кажется, что нас, девушек, там было 19, – добавила Назия апа.

Они дополняли друг друга словами: «Да, нас было так много», «Комната до сих пор остается в моей памяти огромной». Они рассказывали и рассказывали, перебивая друг друга, возвращаясь к временам учебы и юности. По их воспоминаниям, в те годы на первом этаже здания техникума располагалось общежитие. Столовая, буфет... «В буфете мы могли хотя бы изредка поесть, только туалет был снаружи», – рассказывали они.

Я поинтересовалась у них, почему они выбрали этот техникум.

– Семь классов окончила на «отлично». Любила читать. Может быть, это и стало причиной. Поступила без экзаменов, – рассказывает Назия апа своим красивым голосом.

– Назия постоянно читала книги. Экзамены всегда сдавала на «отлично», – говорит Рина апа.

– Из тридцати вопросов я учила пять. Вот один из этих пяти достается мне, я получаю «пятерку». Заранее говорю маме: «молись за меня». Если не получалось приехать, я писала письма, – добавила Назия апа.

– Я же тоже поступила в техникум без экзаменов, потому что у меня была почетная грамота об успешном окончании семи классов, – сказала Рина апа.

К нашему разговору присоединилась дочь Арины апа Гузель:

– На ее судьбу оказал влияние и очень внимательный, образованный, добрый односельчанин. Мама узнала, что сестренка Мунавира абый, работавшего учителем в деревне, Асия, едет подавать документы на поступление в Елабужский педагогический институт, и поехала вместе с ними. Мунавир абый взял с собой и маму. Документы одной передали в педагогический институт, другой – в библиотечный техникум. Асия апа вернулась, так как ей не хватило баллов для поступления в институт, а маме удалось поступить без экзаменов благодаря Похвальному листу, – говорит Гузель.

– Мы обе получали стипендии. По всем предметам учились только на отметки «4», «5», хорошо закрывали сессии. Старались во что бы то ни стало получить стипендию.

– С нами училась Салиса Гареева, мы жили в комнате на 19 человек, – рассказывают женщины.

 

– Молодежь хочет ходить в кино, на танцы. Неподалеку от техникума находилась школа милиции – на танцы ходили туда. Однажды, видимо, поздно вернулись, подходим к большим воротам-дверям – заперто. Охранник, заперев дверь, лег спать, пришлось перепрыгивать через забор. Дочь охранника Закира абый работала в библиотеке техникума. Ее фотография тоже есть в моем фотоальбоме, – сказала Рина апа.

Настала очередь фотоальбома. Он хорошо сохранился, в нем – коллективные фотографии с однокурсниками. Посмотрели и руководителя курса Марию Ильиничну, и сокурсников.

– В нашей группе учились пятеро парней: Кунаев, Канкасов, Андреев, еще двое. Вот это – Зимфира, это – Лилия, Муршидабану, Сания, Халида, Роза, Муслима... Самой высокой девушкой в группе была лыжница Настя. Я иногда ездила к Насте в гости, – сказала Рина апа.

 

– Денег не хватало, я привозила из Семекеево еду, – говорит Назия апа.

– Эх, это было время нищеты, нехватки всего. Где уж там мне везти что-то из деревни. От отца пришло только одно письмо: «Идем в бой, стараюсь писать». Потом получили «похоронку». В семье нас было двое детей, брат Мухаммедхавис окончил сельхозинститут, всю жизнь работал инженером, почему-то не женился. «Я учился на одном курсе с Шаймиевым», – рассказывал он. С девчатами не встречался, не болел, так и умер... Ведь речь шла о еде, о нищете, господствовавшей во время учебы, – перешла Рина апа с воспоминаний о брате на тяжелые годы. – Ребятам, которые учились без стипендии, было тяжело. Вспоминается, как приехавшая из казанской стороны девушка по имени Каусария не получала помощи из дома. Мы всегда помогали таким. Делились едой, другими вещами. Еще мы, приглашая в общежитие, кормили немного умственно отсталую Лидию, которая гуляла по улице. Мы даже не знали, где она жила. Мы слышали, что она живет в психбольнице в Елабуге. В свободное от учебы время ходили работать на Елабужскую пристань. Туда на баржах привозили арбузы, запомнилось, как мы таскали их, очень уставали, пили их сок, – говорит Рина апа.

– После окончания техникума меня направили на работу в село Яна-Буляк Сармановского района, – продолжила Назия апа. – Помню, как Ильгам Шакиров приезжал в родную деревню, встречался с народом, давал концерты. Сначала – Яна-Буляк, затем – Иректан, обе деревни маленькие. Не было времени заниматься библиотечной работой, клубные дела были тоже на мне. Работы было очень много. А еще сватаются. Однажды даже украли меня, я сбежала. Где уж там, мне всего 17 лет, замуж не хочу, хочу учиться.  После года работы сдала экзамены в Елабужский педагогический институт и поступила. После 5 лет очного обучения была направлена учителем в село Старый Байсар Актанышского района. Отработав там 2 года, я перешла работать в Кузембетьевскую сельскую школу Мензелинского района, чтобы было ближе к нашей деревне. Мне тогда исполнилось 25 лет, через год в поисках романтики я поехала работать на Ижевский машинно-тракторный завод. Устроилась простым рабочим. Где бы я ни работала, трудилась честно. Я изучила арабскую графику, читаю Коран, – закончила Назия апа и добавила на прощание: – Мне надо идти, еще встретимся.

Роза Хамидуллина, библиотекарь, заслуженный работник культуры Республики Татарстан.

/ Фотографии из семейного архива.           

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Читайте новости Татарстана в национальном мессенджере MАХ: https://max.ru/tatmedia

Подписаться на газету "Светлый путь" и узнать о жизни Тукаевского района

https://podpiska.pochta.ru/press/%D0%9F9497

Самое интересное в наших социальных сетях

ВКонтакте: https://vk.com/svetliput

ОК: https://ok.ru/profile/590414664980

Телеграм: https://t.me/yakti_ul 

Яндекс Дзен: https://dzen.ru/svetliput


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев