Светлый путь

Тукаевский район

16+
Рус Тат
2024 - Гаилә елы
Твои люди, село

Благодарю Всевышнего

Исптыния, выпавшие на долю детей военных лет, не обошли стороной и Фатиму Насырову, жительницу деревни Суровка. Еще совсем малышкой она стала сиротой при живой матери, попала в детский дом. Горстка зерна... Суровые годы, когда судьба многих людей, такие человеческие качества, как совесть, честь измерялись горсткой зерна.

«В родном краю – сокол, в чужом – ворона», нужно возвращаться на свою родную землю, в отчий дом! Сазида Насырова – вдова, похоронившая мужа в чужих краях, приняла твердое решение. Жили они на окраине города Ярославля. Старшего сына Минзагита проводила на войну. Со вторым сыном – подростком Саитом Сазида каждое утро уходила на работу, оставляя малышку дочь Фатиму одну в доме. Линия фронта проходила где-то недалеко, постоянно слышались взрывы снарядов. С каждым днем становилось все опаснее. Если удастся попасть на товарный поезд, надо вернуться с сыном и дочкой в Аксубаевский район – в свою родную деревню. 
Положившись на волю Всевышнего, Сазида приняла решение – за три буханки хлеба обменяла свой дом, который они возвели вместе с мужем Загидом. Взяв на руки младшую дочь, прихватив узелок с вещами, она поспешила на станцию. После долгой изнурительной поездки в холодном вагоне они, наконец, добрались до Нурлата. Пока раздумывали, как бы добраться до Аксубаева, один незнакомый русский человек предложил: «Пойдемте к нам, переночуете, а завтра я вас провожу». Слава Всевышнему, человек оказался порядочным, слово свое сдержал. На следующий день проводил через лес, почти до половины дороги, объяснил, как добираться дальше. Дальше уже передвигались на перекладных – то на телеге, то пешком. Наконец дошли до родной деревни. Конечно, никто их здесь не ждал с распростертыми объятиями. Здесь тоже – голод, холод, лишения. Ушел на фронт и второй сын Саит.
«Настало долгожданное лето. Можно собирать и есть крапиву, лебеду, потом и ягоды пойдут. Наши матери от зари до зари трудятся в поле. Пытаясь хоть как-то поддержать своих детей, не дать им умереть от голода, они, рискуя своей жизнью, старались приносить домой хоть горсточку зерна. Время военное, законы суровые. В один из дней у ворот, ведущих с поля, встали проверяющие. Без вины виноватых «воров» поймали с поличным – с той самой горсткой зерна. Маму отправили в каменный мешок – в тюрьму. 

«Мама в тюрьме, брат на фронте, а я – каждый день побираюсь, прошу милостыню. День на одной улице, день – на другой. Вечером иду в здание конторы, ложусь, свернувшись калачиком, за печку – там тепло. Мамы нет, жить негде». 

Фатима Загитовна мысленно возвращается к этим событиям почти 80-летней давности. Работники конторы стали хлопотать о том, чтобы устроить беспризорную девчонку в детский дом. В детском доме с символическим названием «Новый мир» началась новая жизнь. Здесь добрые воспитатели, новые друзья, чистая, белоснежная постель. Но девочка очень скучала по маме. Было неизвестно, жива ли она. Поскольку время было военное, в детском доме тоже не было возможности поесть досыта. Но Фатима оказалась сообразительной. Вместе со своей подругой они стали помогать повару. Своими маленькими ручками выполняли разную работу – чистили картофель, овощи, убирались на кухне. За это могли поесть вдоволь. Девочка с раннего возраста усвоила истину – если будешь работать, то голодать не придется. 
А однажды… Фатима никогда не забудет это счастливое мгновение своей жизни. Директор детского дома спросила: «Дитя мое, помнишь ли ты свою маму? Если увидишь, сможешь ли узнать ее?». «Я не знаю, жива моя мама или нет. Но если увижу – узнаю», – уверенно ответила девочка. «Мы с подружкой сидели на кровати, и вдруг открылась дверь и вошла… моя мама! Я тут же бросилась к ней, обняла ее крепко. Все стали плакать. Мне выдали всю одежду, которую я носила в детском доме, мой суточный паек и проводили из детского дома. Был март. Мы с мамой отправились в путь».
До родной деревни они не дошли, временно остановились в деревне Мараса, снимали жилье. Сазида стала подрабатывать как могла, не чуралась самой тяжелой работы – колола дрова, стирала белье, вручную заготавливала рогожу. За работу ей давали картофель. Расстояние между Марасой и Аксубаево дальнее. Сазида оставила несколько ведер картошки у хозяев квартиры, которую снимала, с условием, что весной заберет. В мае этот картофель посадили на своем участке в Аксубаевском районе.

Радовались, предвкушали: «Осенью у нас будет своя картошка!». 
А утром обнаружили, что кто-то перерыл огород, выкопал весь семенной картофель и унес. 

И так бывает в жизни. «Никогда ничего чужого не трону!». Девочка и из этой истории извлекла урок для себя.
Долгожданный День Победы и сегодня Фатима апа вспоминает со слезами на глазах. Ее старший брат Минзагит вернулся с фронта живым. Но недолго он был рядом, почти сразу после возвращения уехал в чужие края. Саит – без вести пропал на войне. Фатима – единственная надежда матери. «Я никогда не оставлю мамочку, всегда буду рядом!», – принимает решение девочка. Семилетнюю сельскую школу она окончила с хорошими отметками. Очень хотелось продолжить учебу, но возможности не было. Отучившись в Лаишево на курсах трактористов, Фатима восемь лет проработала на «железном коне». Работы никакой не боялась: и свинаркой была, и за овцами ухаживала, была и заведующей фермой. Мама радовалась трудовым успехам дочери. Постепенно и жизнь стала налаживаться – построили дом. Долгие годы Фатима Загитовна работала заведующей амбаром. «В те годы на такую должность назначали только тех, кто был предельно честен, не зарился на чужое добро. И перед Всевышним, и перед народом, страной моя совесть чиста. Поэтому, наверно, и живу сейчас спокойно, пользуюсь уважением. Сколько себя помню – всегда работала на совесть. Мне было уже около сорока лет, когда я вышла замуж за Хариса. Он работал учителем математики в школе. Затем его назначили главным бухгалтером в колхоз «Киров». Любого, кто знал Хариса Шакирова, можете спросить – все его вспоминают добрым словом. Мы счастливо прожили с ним двадцать один год. Мужу был 61 год, когда его не стало, а я вот дожила до 85 лет. 
Слава Всевышнему, я никогда не была одна. У меня есть родные люди – Саит, Гузель. Я нахожусь на их попечении, благодарна им за заботу и внимание. Своих детей у меня не было. Саит – сын моего старшего брата Минзагита. Они меня перевезли из Аксубаева в Суровку. Я возношу молитвы Всевышнему, благодарю его за дарованную мне счастливую старость. Гузель – невестка, умелая хозяйка, все у нее получается – и готовит вкусно, и дом в порядке содержит. Вместе с нами проживает их старший сын с женой и двумя детьми. Молюсь за них Всевышнему, пусть все они будут счастливы!», – говорит Фатима Загитовна.
«Фатима апа наша родственница, мы не можем оставить ее без попечения, ухаживать за ней – это наш святой долг. Она очень общительная, и память у нее хорошая. Уход за ней не доставляет нам особых хлопот. Вот хочу и свою маму привезти к нам. Да только мой брат говорит: Мама нам самим нужна. Не отдадим ее никому», – признается Гузель.
Если бы вокруг было больше таких великодушных и милосердных людей, умеющих с уважением относиться к старости, искренне заботиться о пожилых людях, наш мир стал бы намного добрее.

Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа

Подписаться на газету "Светлый путь" и узнать о жизни Тукаевского района

https://podpiska.pochta.ru/press/%D0%9F9497

Самое интересное в наших социальных сетях

ВКонтакте: https://vk.com/svetliput

ОК: https://ok.ru/profile/590414664980

Телеграм: https://t.me/yakti_ul 

Яндекс Дзен: https://dzen.ru/svetliput


Оставляйте реакции

0

0

0

0

0

К сожалению, реакцию можно поставить не более одного раза :(
Мы работаем над улучшением нашего сервиса

Нет комментариев