Альберт Сиразетдинов: «Нужно искренне любить лошадей, без любви какая работа?!»
На днях приехали в деревню Казаклар Тлянче-Тамакского сельского поселения утром. В воздухе – аромат полыни и свежескошенного сена. Слышится жужжание пчел, которые уже приступили к своим обязанностям, высоко в небе поет свою летнюю песню жаворонок.
/ Фото Регины Фатхутдиновой.
Издалека к реке не спеша движется стадо лошадей. Их хозяин – невысокий, крепкого телосложения, широкоплечий молодой мужчина, устремив взор на своих подопечных, сказал: «Торопиться не будем, сейчас сами к нам подойдут».
Подарок отца
Пока табун из ста лошадей спускался с пригорка, мы поговорили с владельцем конефермы Альбертом Сиразетдиновым.
– Мое увлечение лошадьми началось еще в детстве. Мне тогда было 11 лет, а младшему брату Фанису – 10. Решив, что мы уже довольно взрослые парни, папа купил нам жеребенка. «Конь – не игрушка, отвечайте за него, заботьтесь на совесть», – сказал отец. Животное было непоседливое, резвое, любило играть с нами, поэтому мы назвали его Буяном. Мы так полюбили коня, что не представляли своей жизни без него, бежали к нему после уроков, припрятав в кармане пару кусочков сахара или половину яблочка, угощали, гладили по шерстке. Ну, конечно, и кормили, ухаживали за ним под чутким руководством отца. Папы сейчас уже нет в живых, но, каждый день, выходя к лошадям, я вспоминаю о его подарке и напутственных словах, – начал распутывать клубок памяти мужчина.
Оказывается, братишка Фанис на этом коне, а позже на других скакунах не раз становился победителем и призером районного Сабантуя.
Сам Альберт, окончив профессиональное училище и отслужив в армии под Саратовом, решил обосноваться в Набережных Челнах. Некоторое время работал водителем на кондитерской фабрике, но, создав семью с такой же, как и сам, деревенской девушкой, решил вернуться на родину.
Возвращение на родину
– Лилия приезжала в Казаклар к своей бабушке. Красивая она очень, добрая, наша, сельская. Ну и женился я совсем молодым, мне был всего 21 год, –заразительно смеясь, искренне поделился Альберт.
А потом, указывая на двухэтажный дом из кирпича цвета слоновой кости, с гордостью сказал: «Шесть лет строили дом, четвертый год, как переехали. А до этого в родительском доме жили. Троих детей родили, старшая дочь Алина учится в институте, дочь Аделя окончила школу, а младший Искандер с двоюродным братом Рамазаном пасет стадо овец, тут неподалеку, посмотрите».
Вернувшись в родную деревню, Альберт Сиразетдинов устроился на работу в местное хозяйство «Маяк» шофером, затем перешел на работу в убойный цех.
– Позже я открыл свое дело, занялся поставкой мяса в город. Одиннадцать лет возил на «ГАЗели» мясо, а потом подумал, зачем заниматься покупкой и реализацией мяса у других фермеров, когда можно производить его самому. Честно признаюсь, мне тогда крепко помогли родные. И мудрыми, дельными советами, и финансами, ведь в то время я еще и дом строил. Понятное дело, первым делом поговорил с местной властью, спросил, можно ли пасти лошадей на лугах, где раньше ходило сельское стадо. Получив добро, обновил сарай, закупил первую партию лошадей. Узнав, что я занялся коневодством, соседи стали предлагать свои огороды под посев сена. Пожилым людям трудно ухаживать за большими огородами, они пустуют, зарастая сорняком. А тут – лучшее решение вопроса. Сейчас по части огородов и заготовки сена занимаются дочки, сами сеют, косят, сушат, не дожидаясь меня, убирают на хранение, – продолжил свой рассказ наш славный собеседник, при этом лицо его озарилось истинным счастьем. Оно и понятно – отрадно, когда тебя поддерживают, понимают, разделяют твой интерес.
Планы на будущее
В конце прошлого года фермер приобрел полуразрушенные здания бывшего колхоза, чтобы там разместить свое стадо. Неприглядные строения при въезде, портящие вид красивого села, сразу бросаются в глаза.
– Хотел нынче провести реконструкцию, но придется повременить. Сами понимаете, нынче лето засушливое, скорее всего, накопления пущу на закупку кормов. Цена за рулон сена достигает трех тысяч рублей. Зерно тоже покупаю. Для приготовления фуража приобретаю пшеницу, ячмень, горох, кукурузу. Овес, добавки, говорите? Нет, в случае откорма лошадей на мясо они не используются. Это совсем другая история, – со знанием дела сообщил коневод.
В осенние месяцы фермер готовит в двухсотлитровом чане мешанку из мелких овощей и фуражной муки – животные любят такой корм. Особенно жеребята, которых хозяин продает в 6-7 месячном возрасте в конце осени. Молодняк берут для разведения сельчане из соседних деревень, приезжают коневоды из Удмуртии, Башкортостана.
Знакомство с подопечными
– В течение четырех лет с племянником жены Данилом Салиховым, который приезжал из Челнов, по очереди пасли скот. Нынче в этом деле помогает электропастух. Осторожнее, подключено, – сказал он нам, когда мы пролезали под проводами, чтобы подойти к движущемуся стаду.
Фермер торопливо подошел к животным, которые, узнав своего хозяина, стали ластиться, приветливо кивали головой, тряся гривой. Первым делом Альберт показал нам своего коня по кличке Малыш, который отличался от всех своим видом. Иссиня-черного цвета, с большими мохнатыми ногами и бугорком на мордочке, немного злыми глазами, это крупное животное всем видом выдавало свое превосходство.
– Он – производитель, породы французский першерон. Тут сейчас животные разных пород и мастей, а в дальнейшем я планирую полностью перейти на полукровок, – обнимая и разговаривая с каждой лошадкой, продолжил нашу беседу Альберт.
За нами увязался жеребенок, который не отставал ни на шаг. Хозяин фермы пояснил, что ему месяц от роду, но есть в стаде животные и младше.
– Вот этому четыре дня, а этому только второй, – не подходя близко, чтобы не спугнуть малышей, сообщил он и продолжил, – весной нелегко приходится. В это время начинается выжеребка, почему-то лошади предпочитают производить на свет потомство именно в ночные часы. Бывает, что за ночь принимаем по 3-4 родов у кобыл, тогда важна каждая минута, ведь, если проглядеть, то можно и потерять жеребенка, часто лошадь не может самостоятельно снять пленку с мордочки животного, тут нужна помощь человека.
Свое дело
Конечно, любое дело должно приносить кроме удовольствия еще и доход. В настоящее время в загоне содержатся 10 коней, они готовы к реализации.
– Кто-то берет живым весом, кто-то забирает уже мясо. Больших холодильников у нас нет, поэтому покупатели забирают продукцию сразу. Конина считается полезной для здоровья, многие берут мясо на изготовление казылыка, колбасы, полуфабрикатов. Моя Лилия готовит очень вкусный белиш из конины, добавляя чуточку жира, очень вкусно получается, – поделился мужчина.
Вес разный, некоторые особи достигают 350 кг живого веса, но в основном вес лошадей колеблется в районе 250 кг. Предприниматели сразу забирают и внутренности, и шкуру животных. Продаю ли конский навоз, спрашиваете. Нет, кому надо, забирают сами, за деньги не продаю.
Попрощавшись с лошадьми, мы переправились через реку Иганя, где паслось стадо овец. Десятилетний сын Альберта Искандер вместе со сверстником – двоюродным братом Рамазаном – зорко охранял скот. Видно, что мальчики знают свое дело, относятся к нему с большой ответственностью.
– Я тоже хочу быть как папа, разводить коней, жить и работать в родной деревне, – сказал нам на прощание Искандер. Эти слова, искренне произнесенные ребенком, дорогого стоят.
***
По данным управления сельского хозяйства и продовольствия Тукаевского района в сельхозформированиях муниципалитета содержится 467 лошадей, в личных подсобных хозяйствах – 582.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписаться на газету "Светлый путь" и узнать о жизни Тукаевского района
https://podpiska.pochta.ru/press/%D0%9F9497
Самое интересное в наших социальных сетях
ВКонтакте: https://vk.com/svetliput
ОК: https://ok.ru/profile/590414664980
Телеграм: https://t.me/yakti_ul
Яндекс Дзен: https://dzen.ru/svetliput
Нет комментариев