Светлый путь
  • Рус Тат
  • Сериал, который заставил задуматься

    Сериал «Зулейха открывает глаза» по одноименному роману Гузель Яхиной вызвал большую полемику в прессе. Наконец в нашей литературе появилось произведение, которое затронуло все слои общества, заставило задуматься, спорить, размышлять.

    И нам пора открыть глаза

    Почему фильм, созданный по роману молодой писательницы Гузель Яхиной, вызвал такую бурную реакцию широких кругов общества? 
    В произведении «Зулейха открывает глаза» автор наступила на больную мозоль. У каждого народа есть так называемые исторические травмы, которые порой не изживаются десятилетиями. У немцев, например, из-за того, что они разожгли две мировые войны, с миллионными жертвами, у французов из-за того, что так быстро сдались Гитлеру. И у нашего народа таких травм немало. Одна из них – это массовые репрессии 1920-х – начала 1950-х годов ХХ века, в том числе раскулачивание. Конечно, были и кулаки мироеды, но для улучшения показателей, вместе с ними раскулачили тысячи и миллионы крепких середняков, причем с семьями и детьми. Их места ссылки были мало пригодны для жилья, многим приходилось просто выживать, смертность среди них была высокая. Это теперь уже исторический факт, доказанный архивными документами. Но многие не хотят с этим мириться и обвиняют Гузель Яхину в искажении истории. Как говорится, правда глаза колет. И хочется им сказать: а не пора ли и нам открыть глаза на неприглядные страницы нашей истории, понять, принять и простить. Лично я смотрела фильм со слезами на глазах, с состраданием к тысячам и миллионам жертв, попавших в эти жуткие жернова истории. 
    О репрессиях до сих пор писали сами жертвы, как, например, Солженицын. У молодого литератора Гузель Яхиной нет личного опыта репрессированного, хотя ее роман основан на исторических фактах. Она посмотрела на историю как художественный исследователь, не деля людей на «красных» и «белых». Появилось новое поколение, которое уже по-новому может оценить исторические факты, трагические явления нашей истории. Автор не дает оценок ни Зулейхе, ни красному командиру. Тираны и жертвы показаны в человеческом облике без прикрас. Ведь по сути, жертвы и те, и другие. Сколько поломанных судеб, трагедий, пролитой крови, причем в мирное время, когда свои же убивали своих. Цена такой политики – 23 миллиона жизней. Мы наследники этой истории и не должны повторять таких ошибок. Это полифонический, глубоко философский фильм. Образ татар тут вовсе не при чем. Это судьба маленького человека большой империи в переломный момент. Роман и сериал по нему – это шаг к изживанию нашей исторической травмы. 
    Что касается Зулейхи, на мой взгляд, она воплотила в себе лучшие черты татарской женщины. Она скромна, трудолюбива, смиренна. Она принимает свою судьбу, при этом, ни при каких обстоятельствах не теряет своего человеческого достоинства. Чулпан Хаматова великолепно ее сыграла. Я не помню ни одного фильма, где главная героиня была бы так молчалива. Всю гамму эмоций своей героини Чулпан Хаматова умеет передавать лишь глазами. 

    Илиса Ганеева, журналист.

     

    Это наша история

    О фильме «Зулейха открывает глаза» много противоречивых мнений. Кто-то считает, что оскорблена татарская национальность, а кто-то, что осквернен советский период. Как бы там ни было, каждый имеет право на свое мнение. 
    События, изображенные в фильме, это прошлое нашего народа, его история. Мы не можем этого отрицать. По-моему, несмотря на все трудности, наши соотечественники не потеряли человеческих качеств и смогли пройти через все жизненные испытания. Что касается образа Зулейхи, я вижу в ней те качества, которые присущи только татарским женщинам – это скромность, выносливость. Она очень сильная духом. Даже в суровых северных условиях Зулейха оберегает, защищает сына, переживает за него. У нее есть свое мнение, свой характер. Мне кажется, что даже находясь в ссылке, она сохраняет свою национальную самобытность. 

    Лилия Вильданова, село Мусабай-Завод.
     

    Дискутируют – значит, неравнодушны

    Я не читала роман Яхиной, поэтому мое мнение только о фильме. Премьеру ждала с нетерпением: сериал снят по произведению татарской писательницы, в главной роли – талантливая Чулпан Хаматова, да и тема своеобразная. Сколько бы ни писали о коллективизации 30-х годов, это смутное время так до конца и не изучено. Именно в этот период была уничтожена передовая прослойка деревень – крестьяне-середняки. Не могли же они все быть врагами советской власти? Режиссер ищет ответ на этот вопрос, показывая судьбу Зулейхи Валиевой, которая была сослана в Сибирь. А главная идея – в любой ситуации не терять душевное равновесие, оставаться Человеком. При просмотре сериала не покидало чувство гордости за красоту родной природы – фильм снимали на берегу Камы.
    Сюжет первой серии слишком затянут. Зулейха безропотно подчиняется мужу и терпит унижения свекрови, но почему-то не вызывает ни жалости, ни сочувствия. Не знаю, какую цель преследовали авторы, но образ слишком размытый. Есть искусственно преувеличенные эпизоды. Невозможно спокойно смотреть, как муж-деспот и свекровь издеваются над Зулейхой. Но правы ли те, кто воспринимает эти сцены как очернение татарского народа? Ведь такое жестокое обращение встречалось не только в татарских семьях. Да и сегодня немало женщин подвергаются насилию в семье. Мне кажется, это не имеет никакого отношения к национальности. 
    Много претензий к эпизодам, в которых демонстрируется самоуправство НКВД. Некоторые считают, что не доходило до такой жестокости. В свое время мне приходилось слушать рассказы свидетелей того времени. Да, были случаи изъятия годами нажитого имущества у тех, кто не хотел вступать в колхоз, забирали все, а тех, кто пытался сопротивляться, расстреливали. Об односельчанах, которых сослали из-за доносов, очень осторожно рассказывала и моя бабушка.
    В целом, сериал интересный и поучительный. Тема любви, идущая красной нитью, никого не оставляет равнодушным. А образ Матери, готовой на все ради спасения ребенка, ее схватка со стаей волков потрясают до глубины души. Ради счастья своего сына Зулейха даже отказывается от долгожданной любви. 
    Почему же фильм об обычной татарской женщине вызвал столько споров? Многие увидели своих бабушек и дедушек, их разрушенные судьбы. Безусловно, сколько людей, столько и мнений. Но выражение своего отношения к сериалу не должно выходить за рамки морали, доходить до проклятий в адрес того или иного актера.
    Можно понять и историков, высказывших замечания, касающиеся быта татарской деревни, одежды мусульман, поведения главной героини. В фильме, который так широко анонсировался, не должно было быть исторических недочетов. А они есть. В списке кулаков звучат имена сегодняшних уважаемых религиозных деятелей, известного просветителя XIX века. Куда смотрели консультанты-историки, постановщики фильма, автор романа, сам режиссер? Если есть возможность перемонтажа, то нужно исправить эту ошибку. 

    Разина Насыбуллина, заслуженный работник культуры РТ. 

     

    Игра без слов 

    В чем сила литературного произведения? В первую очередь, в его способности убеждать. Я не могу сказать, что фильм «Зулейха открывает глаза» полностью меня убедил. К подготовке и музыкальному оформлению фильма придраться невозможно. Заставка, выполненная в анимационном стиле, песня «Ой, былбылым» в исполнении Дины Гариповой никого не оставит равнодушным. Чулпан Хаматова создала оригинальный образ Зулейхи: он получился гармоничным, целостным, все внутренние переживания героини отображаются через мимику, движения. Но все равно ее игра без слов немного странная. Я не смогла принять и появление персонажей, которых не было в книге.
    Кажется, что в содержании история раскрывается не полностью. В первых сериях изображалась бесцветная, туманная жизнь среднестатистической крестьянской семьи. В семье нет ни любви, ни дружбы. Отношения мужа и жены, невестки и свекрови также ужасны. Зулейха, навсегда покидающая дом, даже не оборачивается в сторону свекрови, которая остается наедине с умершим сыном. А ведь наш народ не был таким уж беззаботным, жестоким. Нашей национальности присущи такие качества, как преданность, человечность. Из истории известно, что в татарском народе издавна был культ семьи. Это и помогло нам выжить, сделало нас сильнее.

    Лилия Умнова, Мелекес.

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: