Вся жизнь с песней
Встречи с интересными людьми поселка Комсомолец, ставшие уже традицией, продолжаются. Сегодня наша гостья Анна Петровна Сурова.
Царский подарок – три куска мыла
Анна родилась в Тарловском подсобном хозяйстве в 1948 году. Всю жизнь работала продавцом, стаж 41 год. Сейчас на пенсии, но ее до сих пор вспоминают добрым словом. Работа продавца это не только мешки-ящики таскать, а самое главное – обслужить покупателя. Анна Петровна умела быть обходительной и со стариками, и с детьми, могла быть и строгой: расшумевшиеся покупатели быстро сбавляли тон от ее замечания. И в бедственное положение входила.
Мне самой как-то довелось к ней обратиться за помощью. Было это в начале 90-х годов. С продуктами мы выходили из положения. Кто скотину держал – знает. Но вот однажды закончились стирально-умывальные принадлежности. Даже соседи не смогли помочь – нет ни у кого. А у меня дети детсадовские. Каждый день стирка. Я долго размышляла, где достать. Знаю, что в магазине нет ни мыла, ни порошка. Пошла за хлебом, а у самой мысль бьется: попросить у продавцов хоть сломанные кусочки. Дождалась, когда людей не осталось, и обратилась к продавцам (это были Анна Петровна и Валентина Уланова).
«Надо помочь женщине», – сказала Анна Петровна. И вынесла мне Валентина Ивановна почти царский подарок: три куска хозяйственного мыла: я редко плачу, но тут у меня от благодарности на глаза навернулись такие слезы! Только и шепчу: «спасибо, спасибо!».
«Не подберут – застрелюсь»
Выросла Анна в простой рабочей семье. Отец, Петр Агапович, родом из Бурдов, мама, Анастасия Александровна – из Евлева. Петр Агапович воевал и в советско-финскую войну, и с немецкими фашистами. На войну его забрали в ноябре 1941-го. Сначала обучали в Елабуге две недели (жена пешком ходила к нему). Затем отправили на фронт. Поезд попал в крушение, перевернулся, многие солдаты погибли. Петра контузило, он попал в госпиталь, его отправили домой долечиваться. В мае 1942-го снова фронт. Провоевал до ранения в 1943-м году. «Ранили меня, чувствовал, что с ногой что-то не то. Нащупал – кровь пульсирует. Подумал, что насквозь прострелили. Слабеть начал. Если суждено – подберут, а не подберут – застрелюсь. С этой мыслью я уже держал оружие наизготовку. К счастью, санитары заметили меня, успели доставить в госпиталь. Там я пролежал три месяца. За это время полюбила меня одна санитарка. Просила остаться. Но я отказался, дома жена и дети ждут», – рассказывал потом домашним Петр Агапович.
Отец вернулся летом 1944-го, сразу перевез семью в Суровку, стал работать кузнецом. Годы шли, появились другие дети. Родители воспитывали ребят трудолюбивыми, честными. Сами работали не покладая рук.
В мае 1965 года отпраздновала страна 20-летие Победы в Великой Отечественной войне. С этой даты каждый год 9 Мая народы Советского Союза отмечали этот великий день.
– Где-то в 1968-1969 годах за папой приехало четверо военных, посадили его в машину и увезли. Мама успела только собрать ему немного еды. Плачет, не понимает, за что забрали мужа. Целый день мы не находили себе места. И только поздно вечером папу привезли обратно те же люди. Как мы радовались, что он жив и невредим! Но нашему удивлению не было предела, когда в дом стали заносить подарки, чего только там не было: сладости, колбасы, фрукты, отрезы на платья. Оказалось, тогда впервые собирали фронтовиков, чтобы поздравить их с великим праздником Победы, – вспоминает Анна Петровна.
«Выросли под мамины песни»
Когда муж ушел на вой-ну, Анастасия Александровна перебралась к родителям в Евлево. Была очень трудолюбивой, веселой. Успевала везде: и дома, и на работе. А по вечерам собирались родня, соседи и пели.
– У мамы был изумительный голос, она так проникновенно исполняла татарские песни, до последнего дня пела. Бывало, соберется вся родня: нас шестеро, тетки, двоюродные – и поем. Мамин голос нельзя было спутать ни с чьим. Так и выросли под мамины песни. Очень любили ее. Папа в ней души не чаял. А жили неплохо, не голодали, но и не шиковали. Мама все делила поровну: кусок сахара каждому расколет. Песок по ложечке отсыпет, хлеб нарежет одинаковыми кусками. Корову держали, картошку сажали, а вот ягоды не выращивали. За ними в лес ходили.
Папа на пенсии скотником стал подрабатывать, так до конца жизни и работал. Умер в 1990 году. 9 месяцев мы ухаживали за ним: инсульт. Мама после похорон отца в 2001 году переехала ко мне, да и я уже вдовой стала. Так она до самой смерти и прожила со мной. Сестры постоянно нас навещали, помогали последние три года присматривать за ней. Скончалась наша мама в 2010 году. Пусть земля моим родителям будет пухом, – взволнованно рассказывает Анна Петровна.
Запела раньше, чем заговорила
Детство Ани прошло в Суровке. Школа, в которой она училась, находилась в жилом доме. Учащихся было немного, в 5 классе стало больше. Печи топили дровами. На каждом уроке труда девочки пилили, а мальчики кололи дрова. Вспомнила Анна Петровна добрым словом свою первую учительницу Валентину Волкову. «Все знала, все растолковывала. Жаль, погибли всей семьей на перевернувшемся грузовике. Как-то в апреле было сильное половодье, – продолжает она. – А у меня сапог нет. В валенках не пойдешь. Ну я и отказалась ходить в школу. Мне мама говорит: «Собирайся!». А я отказываюсь – сапог нет. «Вон кирзовые стоят». Ну разве я, девочка, пойду в грубых кирзовых сапогах в школу? Три дня просидела дома. Хорошо: учиться не надо, книжки читаю, песенки пою. Пришла учительница, спрашивает, почему я дома сижу. Сказала: «Нельзя школу пропускать, Аня». Пришлось запрыгивать в эти кирзовые сапоги и бежать в школу. Ничего не поделаешь, мы очень уважали своих учителей».
Запела Аня раньше, чем заговорила. С первого класса участвовала в художественной самодеятельности, вся школьная жизнь прошла с песней. Ребят в армию провожали на лошадях с гармошкой, песнями. Да и потом, девушкой и замужней, пела на всех мероприятиях, много лет вступала на сцене нашего сельского клуба со своей подругой Валентиной Ивановной.
«Сколько тонн товара прошли через мои руки!»
После 8 класса попыталась поступить в Мензелинское медучилище, но не прошла по конкурсу. Стала работать дояркой. Познакомилась с хорошим парнем Анатолием, он водителем в совхозе «Татарстан» работал. «Дружили с ним больше двух лет. Поженились, когда мне исполнилось 18 лет. 13 лет жила я со свекровью, родила сыновей Сергея и Олега. Затем переселились в барак, а 1981 году переехали в поселок Комсомолец, где до сих пор и живу», – продолжает воспоминания Анна Петровна,
Закончила курсы продавцов, и с тех пор всю жизнь работала в торговле. За 36 лет результаты трех ревизий были по нулям, остальные – когда излишки были, когда недостачи, но некрупные. Благодарна своим напарницам Валентине Улановой и Райхане Шакировой за 10 лет совместного труда. Мы понимали друг друга с полуслова», – с благодарностью говорит женщина.
Магазин в поселке нередко менял свой адрес. Несколько лет он находился в здании бывшей столовой, а затем переехал в кочегарку. В связи с этим переездом случилась такая история. «По каким-то причинам какая-то комиссия стала выселять наш магазин. Так мол и так, есть решение администрации, в кратчайшие сроки освобождайте здание.
«Мы райповские. Прикажут – переселимся», – говорю я. А куда? Предлагают в пустующую квартиру в трехэтажке. А где товар складировать, а где запасной выход? Время было уже не советское, самим надо думать. Муж советует сходить на совхозное собрание, попросить здание котельной, которое уже не работало. Набралась смелости, пошла, попросила. А Миргасимов мне: «Ишь, чего захотела!». «Не для себя прошу, для людей», – отвечаю. Выделили кочегарку, совхоз провел ремонт, пристройку сделали.
Ой, всяко бывало. С утра приходилось бежать на совхозную планерку, просить машину, чтобы ехать за товаром. Однажды прибегаю в контору. А планерки нет. Зашла к директору, а Миргасимов сам не свой: «Вы что, не знаете ничего? Какая машина? Тут у нас трагедия – пожар случился ночью в телятнике, много телят сгорело! Все знают, вы не знаете!» «Простите меня», – с этими словами я выскочила. Потом долго обходила кабинет директора стороной.
Работала я хорошо, план выполняла и перевыполняла. Сама за товаром ездила. Таскать много приходилось. По 9 тонн сахар торговали, капусту КамАЗами, вагонами хлеб душистый привозили. Однажды сахар сами разгружали, мешки по 50 кг, целая машина. Сердобольные люди помогали, но чаще, как завидят машину у склада, проходят, будто слепые. На трех КамАЗах ездила за комбикормами. Если сосчитать, сколько тонн товара прошло через мои руки! И на морозе приходилось работать, и под бураном, да и в помещении редко было тепло. Ноги и руки часто напоминают мне о моих трудовых подвигах. Начальство ценило меня: часто премировали сервизами, термосами, грамотами, деньгами. Московская грамота помогла мне оформить ветерана труда. Скотину держали полный двор, корм мне совхоз давал. Жили дружно, весело. Часто с родственниками встречались. Пока мама жива была, все приезжали. А когда похоронили, реже стали встречаться. Четверо нас осталось, все рядом живем. Как соберемся – поем. Теперь уже поем с невестками, зятьями, внуками, сватами, друзьями. Внуков у меня трое, правнуков трое. Живу с внучкой и двумя правнуками. Жизнью довольна. Мое пожелание всему белому свету мира и покоя, здоровья», – закончила свои воспоминания Анна Петровна.
Жители поселка благодарны ей за то, что никогда Анна Петровна не откажет в поддержке. А еще она незаменимый помощник тем, кто потерял близких: обряжает усопших и провожает их в последний путь. А мы благодарим эту уважаемую жительницу нашего поселка, ветерана труда за искренность, юмор, неравнодушие к людям. Будьте здоровы, живите долго, Анна Петровна!
Муслима Нафикова, поселок Комсомолец.
/ Фото предоставлено Тамарой Лобовой.
Следите за самым важным и интересным в Telegram-каналеТатмедиа
Подписаться на газету "Светлый путь" и узнать о жизни Тукаевского района
https://podpiska.pochta.ru/press/%D0%9F9497
Самое интересное в наших социальных сетях
ВКонтакте: https://vk.com/svetliput
ОК: https://ok.ru/profile/590414664980
Телеграм: https://t.me/yakti_ul
Яндекс Дзен: https://dzen.ru/svetliput
Нет комментариев