Светлый путь
  • Рус Тат
  • В фестивале «Иске-Казан түгәрәк уены» бурдинские артисты представили платье, сшитое 144 года назад

    На такие неожиданные исторические и творческие находки был богат зональный отборочный тур республиканского фестиваля татарского фольклора «Иске-Казан түгәрәк уены», прошедший 28 марта в Круглопольском общественном центре.

    Об этом удивительном фестивале, который был направлен на сохранение народных обычаев, фольклора, творчества, передачу этого бесценного клада поколениям, я впервые услышала, когда Биклянский фольклорный коллектив под руководством заслуженного работника культуры РТ Розалии Гараевой был удостоен звания лауреата. Года три-четыре назад я подготовила материал об участниках данного фестиваля из уст самих артистов. На этот раз зональный отборочный тур фестиваля «Иске түгәрәк уены» прошел в нашем районе, поэтому конкурс предстал нашему взору во всей красе и глубине. Самобытность фестиваля в том, что он предусматривает демонстрацию и пропаганду старинных обрядов, песен, мунаджатов, баитов, музыкальных инструментов. Здесь не принимаются песни под фонограмму, выступления должны сохранить диалектные особенности языка, говора, сценические костюмы должны быть старинными. Следует отметить, соответствовать этим условиям нелегко.

    Я с большим интересом наблюдала за последними приготовлениями коллективов района к выступлениям. Сколько было перерыто сундуков, чердаков в поисках старинных песен, обрядов, костюмов. Особенно было занимательно видеть, как самодеятельные коллективы готовились, соревновались между собой, хранили все в тайне: а вдруг «украдут» их идею. К дедушке Шигаю - победителю редакционного конкурса умельцев различных ремесел выстроилась очередь: всем хотелось покрасоваться в лаптях, сплетенных его руками. Лыко-то для лаптей заготавливается с лета, вот так простые лапти оказались в большом «дефиците». А где найти «эксклюзивную», характерную только для твоего поселения, песню, которая поется хотя бы 100 лет? Да и обряд должен быть совершенно новым, неповторяющим другие. Таким образом, подготовка к фестивалю, действительно, потребовала больших и серьезных приготовлений. Участники Бурдинского фольклорного ансамбля негаданно нашли в Евлево удачный атрибут: платье, пошитое почти полтора века назад. Некоторые скептики возразят, мол, не может быть! На это у руководителя коллектива Веры Рамазановой есть обоснованное и достоверное доказательство: «Это платье было сшито для тети Наталии 1887 года рождения. В 1906 году это платье сшили к ее свадьбе. Ее родители (по прозвищу Чәүкә) были искусными мастерами-умельцами. Сами ткали, шили вручную. Платье передавалось из поколения в поколение», - говорит Вера Николаевна. Вообще-то, все сценические костюмы данного коллектива старинные. Каждому почти сто лет. Они сохранили традиции крещеных татар, выступления бурдинцев также переплетались старинными песнями.

    До выхода на сцену - ежедневные репетиции

    На репетициях известного всей республике народного ансамбля «Аллюки» из Кузкеево побывала и ветеран редакции Загида Набиуллина. «Я люблю наблюдать за ходом подготовки этого коллектива к выступлениям. С интересом слежу как они, словно дети, искренне радуются каждой творческой находке. А подготовка к «Иске - Казан түгәрәк уены» всколыхнула все село. Кузкеевцы подготовили композицию «Возле реки». Откуда только нашли они старинные доски для стирки, медные самовары, деревянные грабли, трехпалые деревянные вилы, лапти, вязаные чулки, домотканые полотенца! Наверняка, директор дома культуры Гульнур Шаехова «перерыла» все чердаки села, сундуки бабушек. Всем членам ансамбля, даже маленьким девочкам, принимавшим участие в сценах, специально пошили платья с оборками. Зональный фестиваль - это не шутка, руководитель ансамбля Рафис Хасанов потерял сон и покой, звонил даже ночью, - рассказала Загида апа. Загида Мутыгулловна всю жизнь вела в газете тему культуры, сейчас живет в Кузкеево. Она -преданный болельщик артистов сельской самодеятельности, умеет дать дельный совет и покритиковать где надо.

    На зональный смотр народный фольклорный ансамбль «Аллюки», действительно, приехал с хорошей подготовкой. Представленная ими композиция шла на одном дыхании. Я будто вернулась во времена, о которых рассказывала когда-то моя бабушка. Отрадно, что в этом коллективе много мужчин. В последние годы активизировался и фольклорный ансамбль «Ярангөл» из Биюргана. Как достоверно представили они игру «Лапти»! Этот вид обуви - незабываемый атрибут военного времени и биюрганцы смогли очень точно выразить все это в своем сюжете. Через песни, поговорки, прибаутки, воспоминания артисты призвали нас помнить о прошлом, ценить сегодняшнюю мирную, благополучную жизнь.

    Ансамбль «Хатфа» из Бикляни показал композицию «Вечерние игры». Глядя на выступление биклянцев, убеждаешься, что у каждой эпохи есть своя красота, свой дух, свои песни и танцы. Трогательное, теплое впечатление оставили самобытные Мелекесский и Бурдинский ансамбли «Питрау» и «Борды». Приятно, что в фольклорном искусстве участвуют подростки, дети, значит, продолжается связь поколений, именно в этом и цель фестиваля - воспитание любви к народному творчеству.

    Директор Старобайларского клуба Наиля Шайхутдинова с особым напевом мастерски исполнила старинные мунаджаты , Роза Семенова - кряшенские песни «Чуклы тал», «Арышларым», понравились всем и песни в исполнении Софии Морозовой, дуэт Тамары Багаевой и Валентины Сагидуллиной. Конечно, все концертные номера не перечислить. Успешно выступили и фольклорные коллективы из Набережных Челнов, Заинского, Мензелинского, Агрызского, Менделеевского районов.

    Компетентное жюри высоко оценило выступления тукаевцев

    Образцы такой самобытной этнокультуры оценивало компетентное жюри из Казани. В составе жюри были заместитель директора центра развития национальной культуры Министерства культуры РТ, заслуженный работник культуры Татарстана Гали Габдрахманов, заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, декан факультета татарского музыкального искусства, профессор Сагит Хабибуллин, кандидат педагогических наук, декан Казанского института культуры и искусств, заслуженный работник культуры Татарстана Алсу Еникеева, главный специалист центра развития национальной культуры РТ, заслуженный работник культуры Татарстана Фарида Кислякова. Жюри слушало каждое выступление не прерывая (по условиям конкурса выступления не должны были превышать более 7 минут, но многие не соблюдали регламент).

    После зонального концерта я связалась с главным специалистом центра развития национальной культуры Министерства культуры Республики Татарстан, заслуженным работником культуры Фаридой Кисляковой и поинтересовалась ее мнением.

    - Фестиваль «Иске-Казан түгәрәк уены» проводится шестой год. Число его участников увеличивается год от года, мастерство их так растет. В этой зоне успешно представлены народные обряды, образцы фольклора. Например, удачно вписалось и платье с почти полуторавековой историей. Много было такого что поразило жюри. Обратите внимание только на возраст участников: на сцене выступили артисты от 8 до 80 лет. Это замечательный образец связи поколений.

    Отборочный тур фестиваля в зонах заканчивается. Лучшие номера будут предложены к грандиозному мероприятию, которое пройдет в музее-заповеднике Высокогорского района. Это будет прекрасным завершением масштабной работы, проведенный на местах.

    Следите за самым важным и интересным в Telegram-канале Татмедиа


    Нравится
    Поделиться:
    Реклама
    Комментарии (0)
    Осталось символов: